Установлено, что И.Д. Сургучёв сотрудничал с органами фашистской пропаганды газетами «Новое слово» и «Парижский вестник», что подтверждается статьями за его подписью в архивных номерах этих газет за период 1940-1944 гг. В этот же период он являлся руководителем (гауляйтером) оккупационных театров и так называемого «сургучёвского союза русских писателей». Все эти факты квалифицируются как преступления, установленные Нюрнбергским трибуналом. Идейный руководитель рейхскомиссариатов оккупированных территорий Розенберг был признан виновным в военных преступлениях и приговорён к смертной казни, как и его русские пособники генералы Шкуро, Краснов, Власов и другие.
Каким же образом соратник вышеперечисленных преступников, публиковавшийся вместе с ними в одних и тех же газетах Розенберга, не только не был осуждён в современной России за сотрудничество с фашистами, но вопреки всем нормам морали, Конституции и УК РФ был в Ставрополе героизирован в названии школы, а его преступления в годы Великой Отечественной войны вместо предания огласке продолжают упорно замалчиваться организаторами этой акции несмотря на то, что даже любой школьник об этом знает из Википедии? Но шило в мешке не утаить!
Почему после десятилетий прославления в Ставрополе начали бороться с памятью «выдающегося» земляка Ильи Сургучёва, решили разобраться журналисты на страницах издания NewsTracker. Закончили они своё расследование, которое не обошлось, надо сказать, без лицемерных обвинений в «красном терроре» и чуть ли не в экстремизме «крайне левых», прискорбным заключением, сделанным профессором Ставропольского пединститута А.А. Фокиным:
«К сожалению, объектом этих кляуз стал наш великий, без преувеличения, земляк, который, возможно, единственный из нашего региона достоин мирового признания на ниве литературы. Вообще Сургучёв не нуждается в нашем оправдании и уж тем более не заслуживает упрёков от кого бы то ни было, его творчество является мировым достоянием и говорит само за себя».
В связи с чем вспоминается другой «великий» наш земляк М.С. Горбачёв, который всё же заслужил множество упрёков, в том числе и за то, что снялся в рекламе американской сети пиццерий «Pizza Hut». Говорят, что известность Горбачёва несмотря на то, что он в рекламном ролике не проронил ни слова, спасла американских бизнесменов от банкротства. Но принесло ли это пользу соотечественникам бывшего генсека?
Сургучёв своим участием в выпусках фашистских газет за период 1940-1944 гг. рекламировал издания немецких оккупантов не один десяток раз, одновременно агитируя и вдохновляя всё новых и новых добровольцев пополнять сильно редевшие ряды рекрутов восточного фронта вермахта, тем самым спасая от преждевременного военно-политического банкротства третий рейх и увеличивая число его жертв. «Касательно «Парижского дневника». В него нужно правильно вчитываться. Да, он писал, что у него «глаза заблестели», но из-за чего? Из-за надежды вернуться в Россию, в родной город. Но далее он писал про слёзы, горечь, ужасы войны, которые он прекрасно понимает, так как прошёл Первую мировую войну», — приводят журналисты доводы Фокина в оправдание предателя, «крестьянского сына» из семьи купца, по уточнённым данным, 2-й гильдии.
Но такое оправдание только запутывает разбирательство и вызывает ещё больше подозрений. Если Сургучёв понимал горечь и слёзы жертв фашизма, то как он мог в оккупационных театрах в это время ставить оперетки и водевили для оккупантов, да ещё принимать в этом лицедействе личное участие?! И понимает ли профессор, цитируя фашистские газеты в контексте оправдания нацистской пропаганды, что тем самым нарушает российское законодательство, не говоря уже о нравственных нормах?
Ведь во всех его работах, прославляющих пик публицистической и театральной деятельности Сургучёва во время Второй мировой, не найдёшь словосочетания «Великая Отечественная война», словно он, подстраиваясь под своего кумира, тоже решил, что не стоит омрачать такие славные страницы столь феерического творчества напоминанием о трагических событиях, которые переживало в те страшные годы наше Отечество. Справедливое возмущение граждан по этому поводу профессор цинично называет пиаром. А разве прославление Сургучёва не является пиаром?
Пиар переводится с английского как «связь с общественностью» — отработанный процесс коммуникации, который позволяет построить между общественностью и организациями или публичными личностями отношения, выгодные обеим сторонам. Пиар коллаборационистов вроде Власова, Краснова, Сургучёва, Бандеры и др. в начале 90-х привлёк внимание к новоиспечённым российским либералам. Но очень быстро обманутое общество разобралось, что это выгодно им для получения грантов, премий за поддержку прозападных организаций, которые сегодня именуются «иностранными агентами». Пример кровавой бойни на Украине наглядно показал, к чему ведут пиар и героизация пособников нацистов.
Увековечение имени Сургучёва можно было бы считать оправданным, мотивированным и не оскорбляющим чувства ветеранов и граждан РФ только в случае, если при этом было бы заявлено, что он не сотрудничал с фашистами во время Великой Отечественной войны, как и его парижские коллеги И. Бунин, А. Деникин, наотрез отказавшие в поддержке гитлеровцам, а героически сражался против них в рядах Красной Армии, как К. Симонов, И. Эренбург, или в рядах Сопротивления, как Б. Вильде, А. Левицкий, княжна В. Оболенская и другие. Только в этом случае его героизация считалась бы вполне заслуженной, а все публикации, порочащие его как «сотрудника Гитлера», являлись бы клеветническим оскорблением.
Только такое оправдание стало бы понятным всем гражданам — от школьника до ветерана. Но, увы, нельзя вестись на очередной обман ради мнимой исторической правды. Потому что во всех энциклопедиях документально подтверждено следующее: «Во время Второй мировой войны Сургучёв публиковался в газетах оккупационных властей «Парижский вестник» и берлинском «Новом слове». Как отмечает исследователь литературного наследия И.Д. Сургучёва доктор филологических наук А.А. Фокин, именно публикации в «Парижском вестнике», где печаталась официальная фашистская пропаганда, наложили прогитлеровский отпечаток на репутацию писателя. Сургучёв также был организатором и руководителем парижского «Театра без занавеса», существовавшего с 1942 по 1944 год».
Так разберитесь, господа, где чей пиар и кого он пиарит, а не валите с больной головы на здоровую.
Максим ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 6 мая 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.