Есть ли у вас, читатель, какая-нибудь личная вина перед В.И. Лениным? У меня, увы, есть — молчание по поводу регулярных публикаций в газетах и особенно в Интернете фотографий смертельно больного Ильича.
Я не написал ни одной статьи против этого циничного, безнравственного деяния. Помалкивают и другие авторы, а читатели, кажется, даже перестали реагировать на подобное: не первый же раз! Но ведь был и первый: кто это сделал? Видимо, крайнего уже не найти. Но нельзя допускать повторений подобного. Партия должна пресекать издевательства над любой бедой человека. Это не по-людски. И отражает не проблемы Ленина или партии того времени, а проблемы морали современного общества.
Ничего подобного вы не найдёте ни в одном государстве. Даже против самых одиозных правителей, Гитлера, например, существуют некие нравственные табу. В отношении Ленина можно безнаказанно делать всё. Те, кто публикуют подобные фото, наверняка злорадствуют очередному «удару», который они наносят ненавистным коммунякам. Но ведь этому есть и другое название — нравственная деградация общества.
Что такое нравственность? Это качество отношений между людьми. По уровню нравственности судят и об уровне цивилизованности. Особенно важными считаются гуманные отношения общества к детям, женщинам, старикам и умершим. Причём коленопреклонённое отношение к покойным — интернациональная черта человечества.
А в России глумиться над умершим Лениным — основателем государства — считается достоинством. Народ, который равнодушно относится к издевательствам над ушедшими из жизни лидерами своей страны, какими бы они ни были, не достоин гордого названия «народ».
Но был ли нравственной личностью сам Владимир Ильич? У коммунистов двух мнений быть не может, а антикоммунистам всё равно ничего не докажешь. Но есть ещё и обыватели, которые часто своего мнения не имеют.
Им нужно говорить правду о Ленине. Конечно, он не был эталоном нравственности, что в условиях классовой борьбы, Гражданской войны вряд ли возможно в принципе. Но даже тогда он поражал современников, не только товарищей по партии, но и врагов своих гуманным отношением к людям. Ленин вряд ли имел хотя бы одного личного врага.
Для меня всегда оставалось загадкой, почему в Ильича стреляла именно женщина, а не мужчина.
Даже к недругам и врагам Владимир Ильич относился в соответствии с нормами гуманизма. Оставлю за скобками ситуации, когда альтернативы между убить или погибнуть самому и всей революции не было.
Показательный пример. Идёт подготовка к Первомаю. Разрабатываются лозунги на злобу дня. В.М. Молотов предлагает в связи с Пасхой лозунг решительного разоблачения лжи религии.
Позиция Ленина: «Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю Пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии» (Курсив Ленина. т. 52). Это ленинское высказывание нашло своё отражение в циркуляре ЦК к 1 Мая.
Ильич требовал не оскорблять религию. Но пишут, что он едва ли не лично расстреливал священников. Повторюсь, Ленин был и остаётся примером нравственности, в том числе и для людей нашего времени. В чём состоит этот пример?
Во-первых, он будучи дворянином, человеком образованным, имевшим выгодную и доходную профессию адвоката, вдруг перешёл на сторону рабочего класса и крестьянства. Есть ли сегодня подобные примеры, чтобы какой-нибудь олигарх или просто богатый человек вдруг стал защищать интересы трудящихся?
Буржуа всего мира, когда предстанут перед богом, могут оправдываться именем Ленина, дескать, и среди нас есть гуманные люди.
Что помешало Ленину воспользоваться благами дворянства и выбрать вместо столбовой дороги тропу революционера, полную опасностей, бед и рисков для жизни? Совесть, знание науки и реальной жизни. Поработав адвокатом, Владимир Ильич понял, что нужно спасать не отдельных людей, это мало что даёт, а общество в целом, более того — всё человечество. И этому делу посвятил свою жизнь.
И уж тем более этот пример важен для коммунистов из рабочих и крестьян — нужно служить своему классу, ставшему ленинским, а не предавать его в угоду «Единой России».
Во-вторых, Ленин никогда не пожалел о сделанном выборе. Пройдя великие испытания и мучения, риски для жизни и голод, он писал: «Вот она, судьба моя. Одна боевая кампания за другой — против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т.д. Это с 1893 года. И ненависть пошляков из-за этого. Ну а я всё же не променял бы сей судьбы на мир с пошляками» (т. 49).
Да, судьба Ленина — 14 месяцев тюрьмы, три года ссылки, две эмиграции (1900 и 1905; 1908-1917 гг.), две ядовитые пули в шею и грудь, возведённые, а впоследствии разрушенные памятники, издевательство над памятью о нём после смерти.
Владимир Ильич сам себя защитить не может. Он не схватит за руку сына рабочего, идущего с молотком крушить его памятник, не выступит с гневной речью в парламенте. Увы, святых распинают. Можно в условиях России, которая обязана ему своим спасением и самим существованием, принять хотя бы закон о защите его имени? Кто мирится с пошляками, тот и сам становится пошляком.
Принятие Закона о защите имени В.И. Ленина должно стать первым делом нового парламента России хотя бы в благодарность за первые ленинские Декреты о мире и о земле.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 апреля 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.