Хвалить — одна из самых больших радостей, известная каждому человеку, а руководителю особенно. Похвала – заслуженная и своевременная (иной раз неожиданная) — влияет подобно наркотику, только без негативных последствий. При этом под похвалой понимается широкий круг одобрений — от улыбки, ласкового слова до всяких наград.
И как же должно быть приятно похвалившему от осознания того, что он окрылил другого! Но многие ли щедры на похвалу?
Увы, люди так устроены, что на плохое в поведении человека непременно укажут, не пропустят и с чувством выполненного долга ткнут носом в совершённую ошибку, думая, что делают добро. Что касается привычки хвалить, то она, если и есть, скорее, в качестве исключения. Иному человеку легче дать деньги взаймы, чем сказать кому-то доброе слово.
О радости хвалить многие начальники (не только они) не знают, даже и не подозревают о том, что такая существует. Зато знают радость ругать. Увы, понаблюдайте, это правда.
Иным начальникам устроить разнос подчинённым – даже в кайф, как говорит молодёжь. В этом деле есть превеликие мастера!
Однако похвала почти всегда эффективнее хулы. В армейских условиях поставили эксперимент. Взяли три подразделения по 100 человек. В одном из них солдат преимущественно поощряли, в другом – в основном ругали, в третьем никаких акцентов не делалось.
В итоге худшие результаты были получены в третьем подразделении, где число нарушений выросло на 70%. Там, где солдат преимущественно ругали, число нарушений сократилось на 30%, а там, где акцент был сделан на поощрения, процент нарушений снизился на 70 единиц. Мораль, как говорится, налицо.
Но как хвалить, если хочется и нужно ругать за что-то? Это ключевой пункт данной проблемы, которую важно понять: похвала зависит не столько от действий подчинённого, сколько от установки начальника.
Простой пример: если вы возвращаетесь домой в плохом настроении, всегда найдёте причину, достаточную для того, чтобы отругать домочадцев. И, напротив, если вы в хорошем настроении, найдётся повод для похвалы. То же самое касается и работы.
Удивительное дело, но похвала — казалось бы, сугубо эмоциональный феномен — поддаётся ряду научных рекомендаций.
Чтобы принять решение о похвале, необходимо учитывать, как минимум, следующие факторы: Усилия – Результат – Мотив – Самооценка – Мнение коллектива. Сочетание может быть самым различным и даже удивительным. Но итоговое решение всегда будет зависеть от мудрости воспитателя.
Например, человек приложил большие усилия и добился высоких результатов, но поощрения не заслуживает по причине слишком высокого самомнения. А бывает целесообразно похвалить за, казалось бы, низкий результат, если только правильно оценить все обстоятельства.
В целом педагогика предъявляет следующие требования к поощрению. Во-первых, оно должно быть заслуженным. С этим никто не станет спорить, вот только степень заслуженности определить бывает очень трудно. Обычно хвалят за качество, результат достигнутого, но более достойно оценки всё же усилие, т.е. количество труда, вложенного в результат. И это не противоречит логике, потому что много труда в итоге превращается в качественный результат.
И, напротив, плохой результат свидетельствует или о неумении человека или, что чаще, о недостаточном количестве затраченного труда (энергии).
Как правило, не стоит хвалить за результаты, которые почти не стоили усилий. Это может завысить самооценку.
Во-вторых, похвала должна быть своевременной. Отругать человека можно и потом. Хвалить, как правило, нужно сразу. Затягивать с добрым словом нельзя: оно должно быть сказано по горячим следам и, главное, от души.
Конечно, можно похвалить и потом, но это примерно то же, как подать горячее блюдо холодным.
В-третьих, вид похвалы должен соответствовать особенностям личности конкретного человека. Нельзя возводить в героизм деяние, которое для него является нормой. Похвалы достойно прежде всего действие, при котором человек выходит за пределы своей нормы, ведь он и развивается при этом. За один и тот же результат одного можно похвалить, другого пожурить, третьего отругать, четвёртого наказать.
В-четвёртых, важен ритуал поощрения. Иной раз важно поблагодарить лично, сказать, например: «Ты тронул моё сердце!» В другом случае следует дождаться торжественного момента, чтобы публично осуществить задуманное.
В-пятых, похвала начальника должна, как правило, поддерживаться общественным мнением, т.е. коллективом. Если коллектив против поощрения, значит, или начальник ошибается, или коллектив нуждается в оздоровлении.
Итак, лучшая из похвал – заслуженная, своевременная, искренняя, личностно ориентированная, объективная, т.е. поддерживаемая коллективом.
Скажу ещё об одном.
Пожалуй, самое важное в похвале – личность того, кто хвалит. Если начальник не пользуется авторитетом в глазах подчинённого, такая похвала может иметь даже обратный эффект. Всё имеет свою меру, но вопрос о том, что предпочтительнее – недохвалить человека или перехвалить, — дискуссионный. Без знания конкретного индивида он ответа не имеет.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО,
кандидат педагогических наук, доцент.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 15 апреля 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.