После того как поражение Соединённых Штатов в космическом соревновании стало очевидным, американские специалисты провели исследование: сравнили американского и советского школьников одного возраста, из одной социальной среды. И выяснили, что «Иван» на два года опережает в своём развитии «Джона».
Дело не только в качестве преподавания (хотя и оно в СССР было выше), но и в самой системе образования.
Советское было нацелено на максимальное развитие способностей ученика, привитие ему логического мышления и научного взгляда на мир. Кроме того, в Советском Союзе действовала охватывающая всю страну от крупных городов до маленьких сёл система внешкольной работы с детьми — всевозможные кружки, технические станции, художественные школы и студии. И большинство их были бесплатными. Они тоже играли огромную роль в развитии творческих способностей подрастающего поколения.
Ещё одна особенность советской системы образования — создание не на словах, а на деле равных возможностей для развития способностей людей из всех слоёв общества.
Американский миллионер полковник Р. Робинс писал в 1947 году: «Русский коммунизм… положил начало наиболее широкой системе образования для ВСЕХ детей великого народа».
Особенно важным это было в первые десятилетия после революции, когда такая система открыла путь к полноценному образованию сотням тысяч молодых людей из рабоче-крестьянской среды.
Результаты сказались уже через десятилетие.
Если среди научных руководителей, которые начали путь в науку в 1918-1921 годах, выходцев из среды рабочих было 2,2%, крестьян — 6%, то среди тех, кто стартовал в конце 20-х годов, это соотношение выглядело уже так: 10% и 17%.
Политика Советской власти в области образования принесла свои плоды и в деле освоения космоса. Вот лишь несколько примеров. Один из ближайших помощников С.П. Королёва академик В.П. Мишин закончил фабзавуч, потом, работая слесарем на заводе, имел возможность учиться на курсах подготовки в институт, поступил в МАИ. Конструктор В.А. Жаворонков начинал с ремесленного училища. Конструктор В.П. Уткин, ставший впоследствии президентом Академии космонавтики, — с сельской семилетки…
Нельзя не сказать и о том, что Советское правительство с самого начала уделяло очень большое внимание развитию науки. В голодающей разрушенной России Ленин выделил из крайне скудных золотовалютных резервов средства на науку — и не на сомнительные «бизнеспроекты», а на приобретение за рубежом самого современного оборудования. Благодаря такой заботе власти в тяжелейшие 20-е годы наука не только не остановилась в развитии, но сделала мощный рывок вперёд.
Созданные в 1918-1919 годах научные центры (такие, как Ленинградский физико-технический институт, ЦАГИ, Институт радия, Оптический институт и другие) вышли на передовые позиции в мировой науке.
К началу 30-х годов в Советском Союзе выросла многочисленная и яркая плеяда выдающихся молодых учёных в разных областях науки. Вот лишь несколько имён из этого ряда: А.А. Андронов, П.С. Александров, Л.С. Понтрягин, О.Ю. Шмидт, Я.И. Френкель, И.В. Курчатов, С.И. Вавилов, Ю.А. Победоносцев, П.А. Ребиндер, Н.Н. Семёнов, Н.С. Шатский, А.Н. Несмеянов, В.В. Шулейкин, А.И. Опарин, С.А. Лебедев, А.Н. Колмогоров…
Когда и где за какое-то десятилетие появлялось столь блестящее созвездие учёных?!
И кто может появиться теперь в современной России?
В. ВАСИЛЕНКО.
Это письмо в PDF-версии газеты «Родина» от 8 апреля 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.