Настоящая памятка подготовлена главным юрисконсультом юридической службой ЦК КПРФ А.В. Федоровичем под общим руководством секретаря ЦК КПРФ по правовым вопросам В.Г. Соловьева при содействии сотрудников отдела рабочего, профсоюзного движения и связям с общественными организациями во главе с начальником отдела В.М. Савиным и посвящена изменениям в законодательстве о публичных мероприятиях по состоянию на начало апреля 2021 года.
Целью памятки является ознакомление организаторов и потенциальных участников публичных мероприятий с новыми требованиями законодательства к процессам согласования этих мероприятий, их проведения и их отчетности перед органами государственной и муниципальной власти по результатам мероприятий..
Рассмотренные в памятке новеллы относятся к изменениям, внесённым в Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон 54-ФЗ) и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Закон 54-ФЗ).
Настоящая памятка является логическим дополнением брошюры «О реализации права граждан на публичную защиту своих законных прав и интересов мирными средствами», подготовленной тем же автором и розданной в печатном виде на семинаре-совещании первых секретарей региональных отделений КПРФ 24 января 2020 года, направленной затем в электронном виде в региональные отделения КПРФ.
***************************
Конец 2020 года и начало 2021 года ознаменовались активной законотворческой деятельностью по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон № 54-ФЗ).
Так, Федеральным законом от 30.12.2020 № 541-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон № 541-ФЗ) в Закон № 54-ФЗ внесен ряд изменений, которые могут осложнить организацию и проведение публичных мероприятий.
Так, часть 3 статьи 7 Закона № 54-ФЗ дополнена пунктом 8.1, в соответствии с которым организатор публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, в уведомлении об его проведении обязан указывать реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия.
Статья 11 Закона № 54-ФЗ дополнена частями 3-13 следующего содержания:
«3. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещается перечисление и (или) получение денежных средств, а также передача и (или) получение иного имущества от:
1) иностранных государств или иностранных организаций;
2) международных организаций или международных общественных движений;
3) иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации);
4) некоммерческих организаций, незарегистрированных общественных объединений или физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
5) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 16 лет на день перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества;
6) анонимных жертвователей. Под анонимным жертвователем понимается физическое лицо, которое не указало в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя, отчество, адрес места жительства — или указало недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты — или указаны недостоверные сведения;
7) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества.
4. Все денежные средства на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, перечисляются только в безналичном порядке на банковский счет, указанный в уведомлении о проведении публичного мероприятия и открытый в российском банке. Использование для этих целей иных банковских счетов, а также прием наличных денежных средств не допускается.
5. При перечислении денежных средств физическое лицо указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, информация о гражданстве, а также ставит отметку об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
6. При перечислении денежных средств организацией в платежном поручении указываются следующие сведения о ней: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты, а также ставится отметка об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
7. По запросу организатора публичного мероприятия — владельца банковского счета, указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия, банк предоставляет ему сведения, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи, указанные в соответствующем платежном документе или платежном поручении. Организатор публичного мероприятия не вправе разглашать третьим лицам полученные от банка сведения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8. Организатор публичного мероприятия не несет ответственность за принятие денежных средств, при перечислении которых лица, перечислившие денежные средства, указали сведения, предусмотренные частями 5 и 6 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными, если организатор публичного мероприятия не получил информацию о неправомерности перечисления данных денежных средств.
9. Если денежные средства и (или) иное имущество внесены лицом, указанным в части 3 настоящей статьи (за исключением анонимного жертвователя), они подлежат возврату в полном объеме с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход федерального бюджета в течение 10 дней со дня поступления на указанный в уведомлении о проведении публичного мероприятия банковский счет, но не позднее дня проведения публичного мероприятия. Соответствующие операции осуществляются на основании распоряжения организатора публичного мероприятия — владельца банковского счета, указанного в уведомлении.
10. Собранные организатором публичного мероприятия денежные средства могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с организацией и проведением указанного в уведомлении публичного мероприятия. После проведения публичного мероприятия его организатор обязан в течение 10 дней возвратить гражданам и организациям неизрасходованные денежные средства пропорционально вложенным средствам.
11. По итогам проведения публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек, его организатор представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, с которыми согласовывалось место и время проведения публичного мероприятия, отчет о расходовании собранных в целях организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества по форме и в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
12. В целях проверки достоверности сведений отчет, указанный в части 11 настоящей статьи, направляется соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
13. Лица, нарушившие установленный порядок перечисления, сбора, возврата, расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.».
Эта ответственность закреплена Федеральным законом от 24.02.2021 № 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» путем дополнения Закона № 54-ФЗ частями 9 и 10 следующего содержания:
«9. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
10. Перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом,
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.».
Данным Законом № 24-ФЗ внесены также изменения в статью 19.3 КоАП РФ, которые потенциально ужесточают ответственность, в том числе организаторов и участников публичных мероприятий, Так, согласно части 1 статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов. По сравнению с действовавшей нормой размер штрафа увеличен в 4 раза.
Согласно части 4 статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
А согласно части 6 статьи 19.3 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения в виде неповиновения , предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до тридцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Немало изменений в Закон № 54-ФЗ внесено и Федеральным законом от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон № 497-ФЗ).
Так, пункт 2 части 3 статьи 5 Закона № 54-ФЗ после слов «агитацию в поддержку» дополнен словами «указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия», что обязывает организатора публичного мероприятия предварительную агитацию исключительно в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия.
Часть 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ дополнена пунктом 2.1, предусматривающим, что в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников организатора публичного мероприятия обязан подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным.
В статье 6 Закона № 54-ФЗ «Участники публичного мероприятия» часть 4 дополнена пунктом 4, в соответствии с которым представители средств массовой информации обязаны использовать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
В часть 5 статье 6 Закона № 54-ФЗ включена норма, согласно которой вид и описание знака (признака) представителя средства массовой информации устанавливаются Роскомнадзором по согласованию с МВД России, с Росгвардией и с общероссийскими общественными объединениями журналистов.
Роскомнадзор своим приказом от 22.03.2021 № 30 «Об утверждении вида и описания знака (признака) представителя средства массовой информации, присутствующего на публичном мероприятии» определил, что единым отличительным знаком для журналистов, работающих на публичных мероприятиях, становится надпись «Пресса», размещенная на бейдже и специальном зеленом неоновом жилете. Этот бейдж представляет собой прямоугольную карточку размером не менее 9,5 на 14 см из бумаги белого цвета с надписью «Пресса», содержащую, в частности, идентификационные данные журналиста, его фото, название СМИ, дату выдачи бейджа и срок его действия, инициалы, фамилию и подпись главного редактора СМИ. Причем, жилет журналиста должен иметь элементы из световозвращающих материалов, а надпись «Пресса» должна быть размещена на спине и на груди. В приказе Роскомнадзора также говорится, что основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Также Законом № 497-ФЗ статья 6 Закона № 54-ФЗ дополнена частями 6 и 7.
В части 6 указано, что на журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 (выполнение законных требований организатора публичного мероприятия, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации; соблюдение общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия; соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения) и 4 (журналист не вправе скрывать свое лицо; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения) статьи 6 Закона № 54-ФЗ.
Новая часть 7 статьи 6 Закона № 54-ФЗ устанавливает, что журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия:
1) проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;
2) выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, а также уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия на аналогичные действия;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
5) скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
Законом № 497-ФЗ внесен ряд изменений и в статью 7 Закона № 54-ФЗ, относящихся к подаче уведомления о проведении публичного мероприятия.
Так, часть 1 дополнена предложением следующего содержания: «При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.»
Часть 1.1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ после слов «общей организацией,» дополнена словами «в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно,», что означает, что теперь замена одного пикетчика другим может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, то есть пикетированием, а не одиночным пикетом, не требующим согласования.
Также статья 7 Закона № 54-ФЗ дополнена частью 1.2 следующего содержания:
«1.2. Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.».
Можно предположить, что эта норма облегчит правоприменительным органам привлечение к ответственности за организацию публичного мероприятия и за участие в нём лиц, которые совместно стоят или передвигаются, не участвуя ни в одной из ныне установленных Законом № 54-ФЗ форм публичных мероприятий (митинг, собрание, демонстрация, шествие, пикетирование).
Пункт 6 части 3 статьи 7 Закона № 54-ФЗ дополнен «медицинской помощи» дополнен словами «и санитарного обслуживания», что означает, что в уведомлении организатор обязан указать, каким образом будет осуществляться санитарное обслуживание публичного мероприятия.
Пункт 3 части 2 статьи 8 Закона № 54-ФЗ после слов «занимаемым судами,» дополнен словами «экстренными оперативными службами,», что означает, что к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, отнесены и территории, непосредственно прилегающие к экстренным оперативным службам.
Также Законом № 497-ФЗ статья 8 Закона № 54-ФЗ дополнена частью 5, которая предусматривает, что условия предоставления и использования помещений для организации и проведения публичного мероприятия определяются по соглашению между собственниками (владельцами) соответствующих помещений и организаторами публичных мероприятий.
Следовательно, организаторам публичных мероприятий необходимо заключать соответствующие соглашения с собственниками (владельцами) этих помещений.
Статья 12 Закона № 54-ФЗ дополнена частями 6 и 7 следующего содержания:
6. В случае, если в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта либо при наличии реальной угрозы их возникновения (совершения) не может быть обеспечена безопасность участников публичного мероприятия при его проведении, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения.
7. В случае, если указанные в части 6 настоящей статьи обстоятельства были выявлены в день, предшествующий дню проведения публичного мероприятия, или в день публичного мероприятия до его начала, соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления незамедлительно обязаны уведомить организатора публичного мероприятия о невозможности его проведения и предложить ему изменить дату, а при необходимости также место и (или) время проведения публичного мероприятия путем подачи нового уведомления.».