Когда-то Джон Кеннеди сказал: «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». Сегодня этот обаятельный американец, ненавидевший Россию, был бы доволен: страна мечтателей, страна учёных стремительно сползает к уровню, когда перед каждым открывается только одна «блестящая» перспектива — устроиться на работу в «международную компанию» и стать способной обслугой «макдональдсов».
Причина одна — нивелирование системы образования. Школу низвели до рынка, превратив урок в предмет товарно-денежных отношений, а родителей учеников — в потенциальных спонсоров школы.
В отличие от Кеннеди оценки наших реформаторов совершенно другие.
Герман Греф: «Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве. Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний».
Анатолий Чубайс: «Для многих нормальных людей школьные годы — счастливое детство. А я ненавидел свою школу. Школа была с продвинутым военно-патриотическим воспитанием». Его же оценка вузовской системы: «Если ты доцент, профессор, завкафедрой в профильном направлении и у тебя нет своего бизнеса, то на кой чёрт ты мне нужен вообще».
То есть образование должно быть коммерциализировано и приносить коммерческую прибыль. А вот оценка Дмитрия Ливанова: «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тому, что используется в России».
То есть готовить не создателей технологий, а тех, кто может адаптировать разработанные не нами технологии. Это уже вопрос не об антропологии образовательного процесса, а, по большому счёту, о национальной безопасности.
А советский учитель готовил молодого человека к тому, чтобы он стал творцом, созидателем, устремлённым в грядущее.
Понимаете, уважаемые читатели, разницу?..
Наш корр
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 25 марта 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.