В политике, понимаемой как сфера борьбы за власть и её осуществление, очень важно быть объективными, особенно в отношении оценки своих политических союзников, конкурентов или противников. Здесь одинаково опасны как недооценка, так и переоценка их сил и возможностей, равно как и сил своей партии.
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Выдержать золотую середину в политике гораздо труднее, чем в иных сферах общественной жизни. Здесь сильны соблазны завысить самооценку, восприятие конкурента, напротив, занизить, выставить себя привлекательной для избирателей силой, а противников представить в красках негатива.
В острой борьбе открываются широкие возможности для проявления таких неприглядных человеческих качеств, как нечестность, зависть, клевета, шантаж, лесть, подкуп, угрозы. И поэтому бытующее в обществе мнение «Политика — грязное дело» чаще всего, увы, соответствует действительности.
Прочтите книгу Уильямса Верта «Ада Даллас», и вы обнаружите в ней современную российскую избирательную действительность. В жизни грязи немало. Например, в бизнесе, где чаще, чем в политике, дело доходит до убийств. Но в бизнесе всё же существует понимание важности честной конкуренции, соблюдения неких неписаных норм и правил, нарушение которых считается дурным тоном, подрывает веру в честное слово предпринимателя, в то время как политикам не приходится лезть за словом в карман и они выдают всё, что в голову приходит. Слово ведь не воробей, вылетит — не поймаешь.
Политикам надо бы поучиться у бизнеса выдержанности и обдуманности высказываний. Этим недержанием мысли страдают представители абсолютно всех политических партий.
Вне всякого сомнения, КПРФ в последние три десятилетия приходится действовать в очень сложных условиях. Её запрещали, судили, шельмовали, ставили на одну сторону с фашизмом. В обществе и сегодня немало сторонников запрета Коммунистической партии по такому же сценарию, как на Украине: поставить её вне закона и провести декоммунизацию, покончив с непримиримой политической силой. Нельзя не задумываться, что эта перспектива не исключается из политического будущего России. Но жизнь сложнее сценариев. Общество объективно, а не по воле коммунистов делится на классы, а классы всегда боролись и будут бороться между собой. Их интересы выражают конкретные политические партии, выдвигающие своих политических лидеров.
Если запретить КПРФ — значит отказать рабочим и крестьянам в формулировании, выражении и защите своих интересов. Но будет ли это правильно и демократично? Ведь, согласно Конституции, Россия — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Более того, в Конституции заявлено, что в Российской Федерации «признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Следовательно, расправиться с КПРФ никак не позволяет прежде всего Основной закон государства. Антикоммунизм антиконституционен. Значит, нравится это кому-то или нет, Россия, по крайней мере, в ближайшей исторической перспективе будет оставаться страной, где коммунисты являются легальной и реальной политической силой.
Каков же вес этой политической силы? Выше было сказано, как важно в политике быть объективными и не поддаваться соблазнам принятия желаемого за действительное. С этих позиций следует признать, что КПРФ не только вторая политическая сила (не случайно же «ЕР» выбрала её главным объектом критики на предстоящих выборах), но и партия, которая вопреки всяческим предсмертным диагнозам скорее похоронит другие политические партии, чем кто-то похоронит её.
Коммунисты, господа, это очень серьёзно, это на века, это – бессмертие.
С НАМИ – МОЛОДЁЖЬ
Сегодня в рядах КПРФ насчитывается более 160 тыс. человек. В Ставропольской партийной организации на учёте состоят около пяти тысяч коммунистов.
В истекшем 2020 году в наши ряды были приняты на 23% коммунистов больше, чем в предыдущем. Только в Ставрополе за прошедший год стали коммунистами более ста человек. Акцент мы уже переносим с численной на качественную сторону членов КПРФ.
Наша партия рекрутируется из самых разных слоёв российского общества — разного уровня достатка, образования, социального положения, возраста, национальности и т.д.
Особенно активно в последние годы она пополняется молодыми людьми. Мнение, что КПРФ умрёт вместе с естественно вымирающим старшим поколением, себя посрамило.
Сегодня КПРФ — столетняя партия с молодым лицом. На Ставрополье в последние год-два особенно активизировалось пионерское и комсомольское движение, т.е. происходит укрепление фундамента партии.
КПРФ имеет множество надёжных сторонников и союзников. Это «Движение в поддержку армии», женская организация «Надежда России», «Дети войны», близкие по идеологии партии. Возможны и временные союзники. Союза или дружбы с коммунистами сегодня ищут самые неожиданные организации.
Ставропольский крайком КПРФ, например, в числе первых поддержал движение дальнобойщиков, которые обратились за помощью к коммунистам.
Если обобщать, то прежде всего КПРФ пополняется за счёт граждан советского воспитания, при этом вовсе не обязательно, жили ли они в советскую эпоху или нет. Их характеризует полное неприятие отвратительной меркантильности, примитивного мещанства, которые так усердно культивируются в современном российском обществе. Они не подвержены культу денег, апатии ко всему, что выходит из круга кухонной, будничной обстановки.
Наши сторонники с презрением относятся к телеэфирам, где зрителям навязывается аморальный взгляд на жизнь, доводящий людей до психических срывов, где раскручивается образ «успешных людей» из числа бизнесменов, политиков или артистов. Это и многое другое работает на коммунистов, пожалуй, гораздо больше, чем на самих капиталистов.
РУССКИЕ – НАРОД-ИДЕАЛИСТ
Чем же притягивает к себе КПРФ? Ответ лежит на поверхности: передовой и самой гуманной в мире идеологией, которой не имеют и не могут иметь другие политические партии России, защищающие ценности буржуазной жизни. Коммунистическую идеологию более всего высмеивает буржуазная пропаганда, объявляет её утопией, авантюрой, но коммунистическая идеология переживёт ещё не одно поколение своих самых ярых критиков и ниспровергателей.
Да, могут запретить Компартию, но никому не удастся убить коммунистическую идею, корни которой легко обнаруживаются ещё в трудах Платона.
Глядя на всё то, что творится в современном мире, любой нормальный человек не может не задаться вопросами: неужели так будет всегда?
Будут войны и торжествовать несправедливость — сверхбогатство одних и сверхбедность других?
Будут ли и впредь существовать страны-изгои, продолжаться бесконечные классовые, национальные, расовые, религиозные распри? А ведь каждый человек живёт лишь раз и хочет жить счастливо, а его дети — ещё счастливее. Буржуазная идеология не предполагает это.
Она говорит: вот — частная собственность, конкуренция, свобода, ты сам кузнец своего счастья, выживай, борись. Не сумеешь, кто виноват?
А в Манифесте Коммунистической партии, который и сегодня наиболее полно выражает коммунистическую идеологию, сказано, что на смену старому буржуазному обществу с его классовыми противоположностями «приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Эту идею можно охарактеризовать одним словом — взаиморазвитие в противоположность тому, что есть сегодня в России, где развитие одного человека осуществляется за счёт ограничений других членов общества.
Если же признать, что взаиморазвития не будет никогда, то общество лишится будущего. Можно, конечно, и далее издеваться над коммунистической идеологией.
Но люди не могут жить без идеалов. И в первую очередь — молодёжь. Ей, как воздух, нужна большая головокружительная и светлая перспектива. И коммунистическая идеология озву чивает её. Идеализм нужен не для достижения идеального общества, а для выбора правильного направления движения к нему. Он нужен всем. «Мы обязаны в своей предвыборной кампании воссоздать образ будущего, который позволит нам снова поселить в сердца людей надежду», — считает лидер коммунистов Г.А. Зюганов.
Тупое потребительство, будь оно даже квалифицированным, на что ориентировал школу А. Фурсенко, превращает человека в существо, живущее ради живота. На опасность создания глобального общества потребления указывал ещё П.Я. Чаадаев, так как считал, что оно приведёт к тотальной деградации человека.
Отсутствие идеалов обеспечит победу пошлости и посредственности. Потому-то и рухнула культура современной России. Да здравствует идеализм!
Именно так, а не иначе! Лишь он делает человека человеком. Животные идеалов не имеют. «Создавая идеалы будущего, просветлённая мысль отсекает все злые и тёмные стороны прошлого, под игом которых изнывало и изнывает всё человечество», — писал М.Е. Салтыков-Щедрин.
Без высоких целей, полёта мечты в России не то чтобы быстро ехать — запрягать не станут. Буржуазные реформы и не идут, так как душу человека не возвышают. А идеи коммунизма возвышают.
Поэтому и был столь мощным рывок в развитии страны в сталинское время, когда люди осуществляли вековые мечты всего человечества. «…Без идеалов, — писал Ф.М. Достоевский, — никогда не может получиться хорошей действительности. Даже можно сказать положительно, что ничего не будет, кроме ещё пущей мерзости». Что и произошло с Россией.
Пропала возвышенная цель — и сил как не бывало. Разумеется, коммунистическая идеология не сводится только к возвышенным идеалам общественного развития, в которых при желании легко усмотреть простой ораторский оборот речи. Маркс и Энгельс писали о том, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: «уничтожение частной собственности».
В России это положение считается самым крамольным, потому что частная собственность признана, как и на Западе, священной, а приватизация является ключевым направлением экономической политики государства.
Однако идеализация частной собственности означает полнейший тупик не только в общественной, но и в семейной, личной жизни людей. Все их помыслы в конечном счёте упрутся в вещи и деньги. Вал склок будет лишь нарастать. Накаты всё новых и новых войн не прекратятся никогда.
Кто это ясно себе представляет и понимает, тот и пополняет ряды КПРФ.
Фраза «Так жить нельзя!» принадлежит вовсе не С. Говорухину, а Л.Н. Толстому и адресована буржуазной эпохе. КПРФ притягательна не только своей передовой идеологией. Это — старейшая партия нашей страны, имеющая громаднейшие заслуги перед собственным народом и перед всем человечеством. Именно она указала выход из цивилизационного тупика, а воспользуется ли им человечество — уже другой вопрос.
Именно она возглавила разгром фашизма — идейный, политический, военный. Кто ставит коммунистов и фашистов вровень, тот или не ведает, что вытворяет, или, напротив, всё понимает и выполняет заказ.
КПРФ притягательна героями. Ни одна партия не имеет в своей истории столько примеров высочайшего героизма людей, сколько наша. Герои XX века — прежде всего герои-коммунисты. Тут доказательства очевидные. КПРФ — партия Фрунзе, Стаханова, Егорова, Кантарии, Жукова, Королёва, Гагарина и др. Состоять в ней — почётно и ответственно. Тут есть чем гордиться. Кончилось советское время, и в герои вышли проходимцы, мошенники и бандиты, а настоящий герой вынужден скрывать своё лицо.
Почти тридцать лет у власти «демократы», а памятники ставить некому.
КПРФ притягательна верностью коммунистов идеям марксизма-ленинизма, хотя это опорочивается властью и СМИ. Кто предал коммунистические идеи, тот уже перебежал в другие партии. И не стыдятся. Коммунисты же, преданные партии, доказывают своей жизнью, что идеи — вовсе не химеры, которыми можно жонглировать как угодно. Они своим примером подтверждают слова Маркса о том, что идеи — узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав собственного сердца.
Кто остался в КПРФ — в партии оппозиционной, обвиняемой, — тот не может не вызывать уважения.
Люди идут в КПРФ не по карьерным соображениям. Карьеру легче слепить на антикоммунизме подобно Жириновскому, бывшему члену Компартии. Хотя очень спорно, что он когда-либо им был.
КПРФ как наследница КПСС — партия интернационалистов. Она никогда не игнорировала национальный вопрос, но и никогда не ставила его во главу угла своей политики. Ни одна партия в мире не смогла столь быстро создать государство, подобное СССР, и столь же быстро обеспечить дружбу народов.
В годы Великой Отечественной войны туркмены, узбеки, таджики и другие народы принимали эвакуированных из западных областей СССР как близких родственников.
Но вот пришли к власти капиталисты, и сразу же начались межнациональные распри. Бывшие братья стали проливать кровь друг друга. Но иначе и быть не могло, так как капитализм и национализм — сообщающиеся сосуды.
КПРФ — партия, опирающаяся на научные основы развития общества. И тем она привлекательна для интеллектуалов. А какая может быть наука в идее рынка, который сам всё отрегулирует? Сиди — и жди.
Но ясно, что будущее принадлежит именно плану, расчёту, сбалансированию, прогнозированию, чем и превосходил СССР все прочие государства мира. Общественная жизнь имеет свои закономерности, причём более сложные, чем в материальном мире. Без их изучения и учёта человечество непременно окажется в катастрофическом положении.
КПРФ притягательна и тем, что она партия будущего. Если у человечества есть будущее, то точно не буржуазное — такое общество может привести только к гибели.
Идя в будущее, человечество просто не может не принять идеи коммунизма, являющегося квинтэссенцией гуманизма.
Всё вышесказанное бесспорно, вытекает из общечеловеческой и российской истории, из науки, практики и здравого смысла. Но именно очевидное почему-то труднее всего доходит до сознания людей.
В.И. ГОНЧАРОВ,
первый секретарь крайкома КПРФ.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 марта 2021 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.