С российской системой ЖКХ происходят удивительные вещи. Согласно ура-патриотическим сводкам официальных СМИ, коммунальщики, аки стахановцы, кладут асфальт, облагораживают города и сёла, меняют устаревшие трубопроводы, бесперебойно снабжают население страны благами цивилизации.
Но… те же СМИ чуть ли не каждый день сообщают о масштабных порывах линий электропередачи, труб канализаций, провалах и обрушениях тротуарных и дорожных магистралей, прочих катаклизмах, возникающих по большей части не по вине природных аномалий, а исключительно благодаря разгильдяйству, лени и безнаказанности тех, кто по долгу службы обязан создавать гражданам страны безопасное и комфортное существование во всех смыслах.
«Наша цель — максимально помочь каждому обратившемуся…»
Такими или похожими рекламными слоганами пестрят многие структуры ЖКХ не только в Ставропольском крае, но и по всей стране. Рядовой россиянин, не зомбированный официальной пропагандой, давно на собственной шкуре прочувствовал, какова «заботливая» длань коммунальных служб — карательная благодаря российским законам. Жилищное законодательство работает не для благополучия человека, а наоборот, все недовольства и претензии людей зачастую пресекаются уже на первых стадиях жалоб. Жалобщиков посылают в суды, но добиваются справедливости единицы из самых настойчивых, стрессоустойчивых и способных потратить деньги на адвокатов. Отсюда и наплевательское отношение коммунальщиков к некачественно выполняемой ими работе: мол, и так рассосётся…
Мало того, что каждый чих мы должны оплачивать из своих скудных карманов, так ещё эти чихи строго отслеживаются на тот случай, если, к примеру, накапливается долг за уплату коммунальных услуг.
Тут уж держись! Никому нет дела, что происходит в твоей жизни: смерть близкого человека и траты на похороны; потеря работы; болезнь, требующая немалых денежных затрат и т.д. Проблемы индейцев, как в известной шутке, шерифа не волнуют. Коммунальщики, потирая потные ладошки, берут под пристальное внимание должника и назначают ему срок погашения долга, иначе — «Отключим газ!» В фильме «Бриллиантовая рука» советский управдом угрожала отключением газа жильцам, не желавшим купить лотерейные билеты… И то лишь пугала. Кто бы в то время ей ТАКОЕ позволил?
В нынешней России иначе, не лотерейные билеты в приоритете. Не платишь? Получи репрессии! И ведь ничего особенного коммунальщикам делать не приходится: отключил электроснабжение квартиры должника — и жди! Сам прибежит!
Так и происходит. Мы ведь не в каменном веке живём: холодильники, стиральные машины, Интернет, телевизоры и т.д. Одномоментно человек лишается цивилизации, которая вошла в его дом и является не только средством коммуникации, но для многих в условиях пандемии — средством учёбы, удалённой работы…
И ведь не предатель Родины, не негодяйотщепенец, а гражданин страны, попавший в трудную жизненную ситуацию! Что ему остаётся делать, чтобы не жить при свечах и продолжать учиться, работать, если в кошельке пусто?.. Да-да! Идти в банк, брать кредит и вешать на шею ярмо долга с процентами. Ведь коммунальщики только в слоганах заботливые добряки, на деле совсем иначе, в положение не войдут — «отключат газ».
Я веду речь не о асоциальных людях, которые в силу различных порочных пристрастий не оплачивают коммуналку, а о тех, кого жизнь прижала так, что хоть в петлю!..
Да, они погашают долг. Но за подключение электроэнергии должны ещё заплатить управляющей компании немалую сумму за то, что электрик сначала перекроет электроподачу, а затем одним движением пальцев без физического напряга подключит, истратив лишь пару минут и немного бензина для приезда к дому должника… Ничего личного, дорогие россияне, только бизнес…
«Мы ценим ваше доверие!..»
Такой слоган открывает сайт ООО «СТУК» (Ставропольская управляющая компания), возглавляемого Ириной Абрамовой, в ведении которой находится пятиэтажная хрущёвка по ул. Мира, 426/1, построенная и заселённая 50 лет назад, в которой живёт моя сестра. Поэтому я знаю, что происходило и происходит.
В апреле в доме стартовал капитальный ремонт: начали менять в квартирах и общедомовых помещениях трубы тепло-, водоснабжения, электропроводку, кровлю. Ремонт шёл споро.
Но… при демонтаже и починке крыши были повреждены потолки некоторых квартир на пятых этажах. Возмущение жильцов пытался погасить подрядчик ООО «Блеск»: мол, мы завезём стройматериалы, потолки отремонтируем… Некоторые владельцы квартир не согласились, ссылаясь на то, что привезут и залатают на копейки, а посчитают в разы больше… Поэтому решили ремонтировать за свой счёт. Вот вам и капитальный ремонт, на который идут отчисления с каждого владельца квартиры! Мало того, что деньги жильцами платятся, так ещё они за свои кровные вынуждены устранять косяки подрядчика!
Но беды пришли, откуда не ждали: с включением отопления обнаружилось, что во всём 100-квартирном доме батареи в жилых помещениях едва тёплые. Температура в квартирах не поднимается выше +17 — +20 градусов. Люди стали интересоваться: как получилось, что после замены коммуникаций теплоснабжения они вынуждены мёрзнуть, ведь до капремонта всё было нормально? Может, коммунальщики не в курсе, что даже в южном городе бывают морозы и снегопады, а подача тепла в квартиры должна быть качественной? Или не знают, что собственники квартир платят за горячие батареи из своего кармана и вправе требовать добросовестной работы снабжающей организации?
Возмущённые, они стали звонить в УК с жалобами и требованиями навести порядок с теплоснабжением дома. Приехал главный инженер компании, прошёл по квартирам, замерил температуру, ничего катастрофичного не нашёл, сказав, что, по нормативам, температура в жилых помещениях не должна опускаться ниже +18 градусов. Но во многих квартирах она и была ниже +18!
Второй месяц горячее снабжение дома не горячее, а тёплое, как следствие — холодные помещения и мёрзнущие в отопительный сезон люди. Позже выяснилось, что УК «СТУК» вышла с претензиями к подрядчику — ООО «Блеск». Оказывается, даже не «СТУК» и «Блеск» виноваты, а ФЗ №265, согласно которому, поставщики обязаны регулировать подачу тепла: каждая котельная должна иметь датчики, реагирующие на повышение или понижение температуры на улице. Иными словами, холодает — подача тепла увеличивается, потеплеет — уменьшается.
Если жильцы захотят увеличить нагрев батарей, это не возбраняется. Однако… необходимо провести общедомовое собрание и поставить в известность собственников о том, что потепление в их квартирах обойдётся им в увеличение суммы оплаты коммунальных услуг. Пусть сами решают.
Вот так вот! Выбирайте: либо при худом кошельке замерзать, либо греться, но ещё туже затянуть пояса.
УК проще сослаться на закон и продолжать спокойно работать со слоганом «Мы ценим ваше доверие!», которое «СТУК» медленно теряет в глазах владельцев квартир.
Управдом — друг человека?
Есть в жилищном законодательстве звено в виде связки управляющей компании и представителя жильцов подчинённого ей дома — по-старому управдома, поновому председателя совета дома. Но редкая УК свяжется с домоуправом, который будет отстаивать интересы собственников. Удобнее иметь в своих представителях личность, являющуюся просто подпевалой. Эдакого зицпредседателя Фунта из романа «Золотой телёнок». Такой Фунт в нашем случае — старший по дому Борис Погинайко.
Наличие хорошего управдома — залог спокойной жизни собственников
К сожалению, такого не скажешь ни о председателе, ни о совете дома по ул. Мира. Как правило, обращения жильцов старший старается переадресовать на УК или в различные инстанции, ленясь нести ответственность и помогать собственникам, из карманов которых получает зарплату.
Зато потрясающую активность проявляет, когда дело касается его личных интересов. Тут его энергия фонтанирует: желая обустроить стоянку для своего личного транспорта, спилил на придомовом газоне многолетний неаварийный тополь, варварски угробил зелёный газончик, засыпав его гравием, сейчас там паркуются порядка шести авто, поставлены металлические столбы, к которым прикреплены железные цепи с замками — так сказать, пометили захваченную территорию.
Циничным издевательством, чтобы создать видимость соблюдения правовых норм, стало собрание собственников по вопросу уже оборудованной парковки и очно-заочное голосование без раздачи бюллетеней — нарушение жилищного законодательства РФ. Тем не менее ООО «СТУК» игнорирует эти нарушения.
Есть масса нормативных и законодательных документов, ограничивающих самоуправство владельцев автомобилей, проживающих в многоквартирных домах. Парковка на газоне, расположенном на придомовой территории, — нарушение законодательства. Стоянки автомобилей разрешены только на удалении не менее 10 метров от строений. В доме по ул. Мира этого нет. Авто располагаются в пяти-шести метрах. Где строгое око УК, которая на словах дорожит доверием жильцов?
Если представить, что в доме возникла ЧС, то экстренным службам с их габаритной техникой нужно умудриться маневрировать на тротуаре шириной в пять метров, как поступать экипажам, если вместо газона, на который можно заехать и развернуться, царят личные авто за цепями? Таранить или спасать людей? Можно предположить, что побоятся тронуть авто. И не потому, что жестокосердные и равнодушные, а потому что знают наше кривое законодательство. Обязательно последуют судебные иски от владельцев пострадавших автомобилей. И не факт, что в суде обвинят именно этих владельцев и УК, которая позволила им самоуправство и не приняла мер…
Во всей этой неприглядной истории есть маленький плюс: стоящий на лужайке возле дома заброшенный биотуалет, который был привезён для строителей, проводивших капремонт. Хорошим памятником маячит он перед окнами жильцов, олицетворяя гнусность системы ЖКХ и её опричников…
В конце года истекает срок договора между собственниками квартир по ул. Мира и ООО «СТУК», который они вправе не заключать на новый период. И тут уж жильцам решать, по Достоевскому: «Тварь я дрожащая или право имею…»
Андрей ШЕВЧЕНКО.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 24 декабря 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.