Существует объективное противоречие между национальной психологией русского народа и принципами капитализма — священность частной собственности, конкуренция, индивидуализм и т.д.
Политики или не знают этого противоречия, или сознательно игнорируют его. И не только политики, но и учёные не акцентируют внимание на том, что капитализм насилует психологию русского народа, ломает её через колено. К счастью, пока не всё получается. Русские сопротивляются. В России в эпоху социализма это противоречие было преодолено, но с 1991 года обострилось вновь.
Его можно разрешить двояко: или вернуться на социалистический путь развития, как предлагают коммунисты, или продолжить буржуазный курс и тем самым потерять русский народ как субъект истории, нацию. Это и делают нынешние правители России. Кажется, они не понимают, что война с коммунистами — война против русского народа за его уничтожение и уничтожение страны.
Слово остаётся за народом: если он хочет оставаться русским, значит, должен голосовать за коммунистов, если он готов перестать быть самим собой и превратиться в «нормальный буржуазный народ», должен голосовать за другие партии, за ту же «Единую Россию».
Но кого мы понимаем под русским народом? Дело не в наследственности и биологии. Если, например, китайцы станут говорить по-русски, любить Достоевского, Толстого и Пушкина, если их уклад жизни станет русским, будут отмечать русские праздники и День Победы, будут уже не китайцы, а русские. Русским является любой человек, который считает себя русским.
Русские отличаются от других народов прежде всего национальными чертами характера. Они складывались исторически. Русский национальный характер формировался под влиянием таких факторов, как пространство, природа, климат и время (историческое). Русские всю свою историю находились в ситуации выживания. Они боролись с пространствами, осваивая их, суровостью природы и климата, многочисленными врагами.
В итоге у них сформировались качества народа-социалиста, но не народа-капиталиста, как это было в иных условиях на Западе. Один из лидеров анархизма Пётр Кропоткин как-то заметил: русский человек по сути своей является социалистом, даже если он и не слышал самого слова «социализм». Очень глубокое и верное замечание. Марксизм сугубо западная теория, но русские стали самой первой в мире нацией, которая перевела «Капитал» Маркса на свой язык. Причина простая: идеи этой книги соответствуют национальным особенностям нашего народа.
Критики социалистического развития России преподносят историю так, будто бы это развитие навязано большевиками, они истязали историю. На самом деле большевики будучи социалистами лишь учли национальные особенности русского народа и воспользовались ими в интересах социалистического строительства. «Большевики, — говорил А. Блок, — не фракция в русской социал-демократии, а вечное свойство русской души». Ничего бы у большевиков не получилось, если бы в русском народе отсутствовали социалистические начала.
Простой пример. Большевиков обвиняют в создании колхозов, но разве колхоз не является прообразом русской общины? Теперь колхозников превратили в фермеров. Когда это Русь была фермерской? Запустение нынешней деревни, которая в советское время превращалась в единый народно-хозяйственный комплекс, сравнимо разве что с монголо-татарским нашествием. Разве не ясно, что новую жизнь нужно основывать на исторической практике своего народа? Что и делали большевики.
Выделю следующие главные качества русского народа как социалиста:
Соборность, Совет, Справедливость, Смысл, Совесть. Соборность (или коллективизм) противостоит западному индивидуализму. Жить в России по принципу «каждый сам за себя» невозможно. В борьбе с природой и врагами жизненно необходима консолидация сил.
Формой проявления соборности является совет. Важные, тем более великие дела русский начинает с совета с мудрецами. Совет позволяет учесть мудрость веков. Дмитрий, прозванный позже Донским, перед Куликовской битвой для поднятия духа воинов получил благословление от старца Сергия Радонежского и в придачу двух монахов — богатырей Пересвета и Ослябю. Сама власть большевиков не случайно была названа Советской, а ей предшествовала такая форма правления, как вече. Справедливость — сложное явление, которое русские понимают как жизнь по труду в противовес Западу, где нормой считается жизнь по капиталу.
Справедливость предполагает выход за пределы собственного мира в мир другого человека — думание о другом, помощь другому, забота о нём. Справедливость возможна только в рамках «мы», а не «я». При индивидуализме и эгоизме справедливость невозможна.
Смысл — ещё более сложное понятие. Это то, во имя чего живёт человек, а шире — весь народ. Смыслом может быть что угодно — мещанский идеал или всеобщее благо людей — та же справедливость, чем русский человек всегда отличался от других народов. Совесть — второе сердце человека, как говорил писатель Ю. Бондарев.
Совесть — голос лучшего в человеке, признак наличия души. Есть люди, которым мешают руки, они не знают, куда их деть, а русский человек всегда болеет совестью, т.е. душой, не знает, куда её деть, потому страдает за всех. Чуть где беда, там русский возникает как помощник, спаситель. Так было всегда в истории. Разве выше перечисленные качества русского человека были сформированы большевиками? Разумеется, нет. И разве возможно на их основе успешное развитие капитализма? На их базе возможен лишь социализм.
Мы, коммунисты, вслед за В.И. Лениным любим повторять: царская Россия была тюрьмой народов. И это верно, только и тюрьма бывает разной.
Почему царская Россия, например, в отличие от Франции стала империей, а Советский Союз даже расширил её размеры? Потому что русский народ, а вслед за ним и советский — народ соборный, собиратель. Это люди, жаждущие справедливости, возвышенных идей, знающие смысл своего бытия. «Русские, — по словам Фёдора Достоевского, — культурный тип всемирного боления за всех».
Именно благодаря своим качествам русский народ «покорял» другие народы, постепенно расширяя пространство своего Отечества. Россия и прирастала территориями, потому что их коренных жителей принимала в свою семью как равных, не проявляя ни жестокости победителей, ни высокомерия великой нации. Этого феномена нет в истории человечества. Какую ни возьми цивилизованную нацию, все они несли другим народам только рабство и разрушения. Ныне США и Европа, атакуемые потомками своих бывших рабов, расплачиваются за свои прошлые грехи.
В отличие от Запада российские власти всегда поддерживали в своей культуре национальную самобытность малых народов. За почти 500 лет расширения России русские смогли сберечь более 150 народов, сохранив их.
Это ярко отразилось в классической литературе. Л.Н. Толстой своего ХаджиМурата и М.Ю. Лермонтов разбойника Казбича наделяли такими рыцарскими качествами, что позавидует любой европеец. А каким привлекательным сделал В.Я. Шишков своего Ибрагима-Оглы в «Угрюмреке»! А.С. Пушкин с не меньшей теплотой описывает башкирцев — соратников Пугачёва, жителей Кавказа и Закавказья в «Путешествии в Арзрум» и цыган. А.И. Куприн с любовью отзывался о причерноморских греках и других выходцах из малых народов.
Вот потому-то Россия и стала великой страной даже в глухие царские времена. А что уж говорить о советской эпохе! В кратчайшие исторические сроки Советская Россия превратилась в новую империю СССР. Советский строй представлял собой подлинно русское жизнеустройство. Но с возвращением к капитализму наша страна даже с Беларусью не смогла создать единого государства, а с Украиной разругалась.
Если мы сравним типичные качества русского народа с теми, которые формирует буржуазный строй, они окажутся прямо противоположными не только советской эпохе, но и всей многовековой русской истории: русский этнос явно деградирует.
Но главное, что делает с русским народом буржуазная формация, — лишает его смысла бытия. Русский народ способен вытерпеть любые испытания, но перед ним должна быть ясная и высокая цель. Русскому очень важна причастность к чему-то более возвышенному и великому, чем он сам. Ныне у него нет достойной цели, возвышенной идеи, даже общенациональной мечты. А личные мечты обывателей не идут далее, чем служение тем органам, которые находятся ниже сердца. Бессмысленность существования русского народа истощает его силы больше, чем лишения.
Но буржуазное развитие России — не только угроза собственно русским и России, но и всему человечеству. Оно лишилось духовной модели иного общественного развития, которую олицетворял СССР. Люди мира осиротели, остались без примера справедливого общественного устройства, лишились будущего.
Капитализм противоречит не только русской национальной психологии, но общечеловеческой психологии вообще. Нет народа, который бы жаждал войн, грабежей, насилия, кризисов и т.п. Но капитализм иначе не может существовать. Его характеристика, которую Маркс и Энгельс дали в «Манифесте Коммунистической партии», верна и сегодня. Но если в XIX веке капиталистическая угроза миру была преимущественно гипотетической, то в XXI веке нет даже уверенности в том, что он не станет для человечества последним.
Всякий, кто выступает против идей социализма, — сторонник буржуазного строя, значит, противник мирного будущего своей страны и всего человечества. Кому это кажется преувеличением, тот находится в счастливом неведении.
***
Природа и история сформировали в русском народе черты социалиста. Он стал первым народом в истории, который не покорился капитализму. Даже феодализм более соответствовал его особенностям, чем капитализм. Борьба продолжается…
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 10 декабря 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.