На заседании согласительной комиссии по бюджету 19 ноября выступил зампред Думы края, член ЦК КПРФ, первый секретарь Ставропольского крайкома КПРФ Виктор Гончаров:
Бюджетная обеспеченность — главное условие, при котором субъект РФ способен проводить собственную политику в области финансов, направленную на реализацию экономических интересов региона.
Чтобы повысить степень обеспеченности регионального бюджета требуется стимулировать темпы роста объемов налоговых и неналоговых поступлений из собственных ресурсных источников.
А для этого нужно развивать промышленное производство региона, осуществлять поддержку и защиту региональных производителей, стимулировать развитие наукоемких отраслей экономики и проводить социальную политику, ориентированную на повышение уровня жизни населения.
В проекте закона «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» основная часть собственных доходов бюджета края складывается из налогов на прибыль организаций, НДФЛ и акцизов.
Причем, НДФЛ превышает налог на прибыль организаций, что с одной стороны можно трактовать как рост благосостояния работающего населения, но с другой стороны, как недостаточную работу правительства по поддержке и развитию реальных секторов экономики края, в том числе промышленного производства.
И наша фракция больше склоняется ко второму.
В представленном проекте закона не радует тенденция стабилизации размеров налога на прибыль организаций в 2022-2023 гг. практически на уровне прогноза 2020 года с одновременным увеличением НДФЛ.
По сути, мы с вами планируем увеличение налоговой нагрузки на население!
Мы также не можем согласиться с отказом от индексации размеров пособий на ребенка, денежных выплат ветеранам
труда и другим предложениям в соответствии с проектом закона Ставропольского края «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Нельзя оставлять без рассмотрения заключение прокурора Ставропольского края на проект закона Ставропольского края № 555-6 «О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в котором правительству СК прямо указывается на нарушение ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации по следующим обязательствам:
- отсутствие финансирования исполнения 347 решений судов Ставропольского края, которыми на министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить благоустроенные жилые помещения, в том числе детям-сиротам;
- в проекте закона не заложены средства на проведение работ по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей; напомню, более 5,5 тысяч многодетных семей с 2011 года состоят в очереди на получение таких земельных участков.
Отказ от исполнения самых важных социальных обязательств перед населением нельзя считать нормальным в социальном государстве, каковым мы себя провозглашаем.
По уровню доходов бюджета среди регионов РФ Ставропольский край находится на 27 месте, — вроде бы неплохо, но при этом расходы бюджета на душу населения в 2020 году на Ставрополье составляют 44,3 тыс. руб.
Ниже нас по расходам бюджета на душу населения в Российской Федерации только Кабардино-Балкарская Республика у которой 41,2 тыс. руб.
Мы считаем, что в нынешних нелегких условиях, просто безнравственно обсуждать какие статьи расходов на население можно сократить в 2021 и последующие годы.
Наша с вами задача, я в этом абсолютно убежден, решать вопрос наполнения доходной части бюджета.
Поэтому ключевым является вопрос, — все ли мы с вами для этого сделали? Как мы работаем по этому вопросу с нашей промышленностью ?
Приведу несколько цифр из финансового отчета «Концерна Энергомера»: в 2011 году концерн получил прибыль 2,4 млрд. рублей и далее работал на понижение и в 2019 году показал прибыль в десять раз меньше — 265 млн. руб.
По общему правилу ставка налога на прибыль концерна составляет 20% , из которых 17% должно было остаться в региональном бюджете.
Так вот, налог на прибыль этого концерна за 2011 – 2018 годы и за 2019 год составляет ноль рублей!
Все другие уплаченные за 2019 год налоги концерна, а это 45,1 млн. руб. ушли в федеральный бюджет и большая часть этой суммы составляет НДС.
(Для справки: 20% это основная ставка налога на прибыль, ставка может быть ниже в следующих случаях: для резидентов (участников) особых экономических зон и свободных экономических зон (п. 1, п. 1.7 ст. 284 НК РФ); · для участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 284.1 НК РФ; п. 3 ст. 284.3 НК РФ); · для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ).
Я считаю такое положение, мягко говоря, продуктом невнятного налогового администрирования, которое осуществляет наше правительство и профильные министерства.
О том, как мы используем инвестиции и государственные гарантии федерального центра видно на примере исполнения распоряжения Правительства РФ от 6 октября 2011 года № 1751-р, по которому:
- ОАО «Гидрометаллургический завод» г. Лермонтов получил 1,69 млрд руб. сроком на 5 лет на проведение работ по увеличению глубины переработки фосфорного сырья с выделением скандия и редкоземельных элементов.
- ООО «СтавСталь» г. Невинномысск — 3,3 млрд.руб. сроком на 8 лет на металлургический завод «СтавСталь».
- ОАО НПК «Эском» г. Ставрополь — 4,2 млрд.руб. сроком на 7 лет на реконструкцию действующих мощностей, строительство новой производственной базы для производства дезинфекционных средств, фасовки антибиотиков и обеспечение роста производства инфузионных растворов и препаратов парантерального питания, а также создание фармацевтического кластера в г.Ставрополе.
Эффективность вложений в эти инвестиционные проекты на сегодня можно увидеть по данным ФНС:
- ОАО «Гидрометаллургический Завод» по состоянию на 31 декабря 2019 года сократил активы на 21,5%. Чистая прибыль за 2019 год составила: минус 2 млрд. 453 млн.руб.Задолженность по налогам и сборам 19,6 млн.руб.
- ООО «СТАВСТАЛЬ» сохранил активы в размере 9,16 млрд.руб. За 2019 год выручка составила 0 рублей. Убыток 2019 года составил 240, 45 млн.руб.
- ООО «СтавСталь» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство.
- ОАО НПК «Эском» г.Ставрополь Результаты финансовой деятельности за 2019 год недоступны в открытом доступе. В отчете за 2018 год по сравнению с 2017 годом отмечено сокращение активов на 1,2 млрд. руб.
Но при этом, концерн остается одной из ведущих компаний на фармацевтическом рынке России и единственным на Юге России по производству инфузионных растворов.
Концерн работает, но по-прежнему испытывает финансовые трудности. Многие, особенно зарубежные компании, хотели, чтобы «ЭСКОМ» обанкротился и ушёл с рынка, он даже попал в стадию наблюдения, из которой еле выбрался.
Банкротство могло стать реальным, когда в 2015 году производство концерна стало лихорадить из-за отсутствия тары из медицинского стекла поставляемой ОАО «ЮгРосПродукт». В апреле 2016 года в концерне назревал социальный взрыв, когда нечем было платить заработную плату.
Мы помним каких усилий стоило вернуть к жизни остановленные стекольные заводы.
Дважды, в сентябре 2015 года и апреле 2016 года я выступал по этому вопросу в ГД РФ, писал обращения Председателю Правления ПАО «Газпром» А.Б.Миллеру и встречался с руководством ПАО «Газпром», информировал министерство экономики, правительство, президента страны.
Губернатор В.Владимиров принял активное участие в судьбе стекольного холдинга. Соответствующие поручения были даны Минэкономики и Минпрому края. 11 декабря 2015 году по моей инициативе состоялась встреча всех заинтересованных сторон и представителей ОАО «ЮгРосПродукт», ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и ОАО НПК «Эском», где был подписан протокол о подаче газа Новоалександровскому стеклотарному заводу.
Производственные мощности были запущены, стекло стало поступать в ОАО НПК «Эском».
Это была трудная победа, но, к сожалению, не окончательная.
Почему принципиально важен был вопрос запуска стекольного производства именно ОАО «ЮгРосПродукт»?
Потому что оказалось, что не всякий производитель стеклопродукции в России может выпускать медицинское стекло, а «Югроспродукт» в 2015 году освоил производство тары из медицинского стекла по заказу ОАО НПК «Эском».
В кратчайшие сроки были освоены технологии, проведены испытания, получены соответствующие лицензии, обучен персонал и был обеспечен запуск самого процесса производства.
Мощность производства составила 35 млн флаконов в месяц и закрывала все потребности нашего рынка, с качеством, которое на сто процентов удовлетворяло высоким технологическим требованиям.
Для справки: В холдинг «ЮгРосПродукт» входят два стеклотарных завода (в Новоалександровске и Красногвардейском Ставропольского края), ООО «Кристалл» (добыча стекольного песка для основного производства), ООО «Спутник», ООО «Картон» (производство упаковочного материала), ООО «Автостройсервис» (строительство и перевозка грузов основного производства), ООО «ЮгСнабСервис» (закупка сырья и оборудования) и ООО «ЮгСбытСервис» (продажа готовой продукции).
Победить противника имеющего неограниченные финансовые ресурсы и властные полномочия, каковым является ПАО «Газпром» невозможно. Нужно только находить компромиссы и договариваться.
Правительству края нельзя было оставлять стекольные предприятия без поддержки, а действия руководства «ЮгРосПродукт» без контроля.
Сегодня предприятия холдинга находится в стадии банкротства. Уникальный промышленный холдинг, обеспечивавший работой около 3000 жителей края и стабильные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и в котором, кстати, 18% акций принадлежат Министерству имущественных отношений Ставропольского края оставлен без помощи.
Концерн «Эском» так и не сумел найти стабильного поставщика стеклотары и в прошлом году ему пришлось запустить производство полипропиленовой упаковки, в которую можно будет разливать часть продукции.
Но большая часть лекарственных препаратов – это активные химические соединения, которые могут вступить в реакцию с упаковкой. Даже стекло далеко не всё подходит, только медицинское, сделанное по определенному ГОСТу. Поэтому выйти на докризисные объемные показатели концерн пока не может.
Вот так складываются потери доходов краевого бюджета, которых не хватает нашей медицине, образованию и социальной сфере.