Самые жестокие люди, как утверждают учёные, — абсолютно убеждённые в своей правоте. Для такого человека все, кто думают иначе, сущие враги, с ними и разговаривать нечего. Причина существования таких людей — безграмотность, упрямство или фанатизм.
Среди коммунистов в разные времена хватало и тех, и других. Не перевелись они и сегодня. Именно они являются настоящими противниками КПРФ, действующими заодно с властью, но под видом ортодоксии.
После первой русской революции 1905-1907 гг. в РСДРП возникли два течения — отзовисты и ликвидаторы, хотя цель у них была одна — уничтожение Коммунистической партии как таковой. Отзовисты считали, что она должна работать лишь нелегально, потому нужно выйти из всех демократических институтов общества, отозвать депутатов из той же Думы. Ликвидаторы, напротив, полагали, что партия должна работать только легально. Это были «ликвидаторы наоборот», потому что предлагали отказаться от нелегальных структур и работать только в рамках закона — стать примерными демократами.
В.И. Ленин считал и один путь, и другой ошибочными. Нужно быть диалектиками, сохранять и легальные, и нелегальные структуры партии. В тех исторических условиях это было верно.
Но верно ли это сегодня? Противники КПРФ, именующие себя ортодоксальными коммунистами, — очень плохие диалектики. Они застыли на большевистском опыте борьбы за власть и не учитывают ни субъективных, ни объективных изменений в жизни общества.
О субъективном факторе
Критики так говорят о коммунистах: разве это коммунисты? У них нет ничего большевистского! Почему же нет? Разве не коммунисты приняли на вооружение марксистско-ленинскую теорию? Или они поссорились с Лениным?
Но они всё же другие люди, с чем нельзя не считаться и чего нельзя не признавать. Разве сегодняшние коммунисты пережили ссылки, тюрьмы и прочие репрессии, прошли закалку подпольем, выросли в нищете и испытали различные формы эксплуатации?
Это в основном совершенно благополучные люди советского формирования. Им есть что терять, извините за эту социальную правду. У них образование, квартиры, у многих дачи, машины, более того, они подвержены мещанскому влиянию буржуазной среды, пусть и в малой степени, но нельзя жить в обществе и быть свободным от него!
Конечно, коммунисты большевистского покроя есть, однако они, скорее, штучные экземпляры, чем широкое социальное явление. К активной борьбе их подталкивают как раз те, кто могут лишь критиковать, но при этом стоять в стороне. «Жертвуйте! — говорят. — А мы посмотрим, что получится!»
Взять современных российских капиталистов. Разве это такие же капиталисты, как и ленинской эпохи? Современные капиталисты в значительной массе — вчерашние коммунисты не по существу, а по воспитанию. Они почти наши советские люди. В этих условиях разве можно ожидать той непримиримой ненависти в борьбе классов, которая была характерна для той эпохи?
И если средний буржуа ещё страшится современных рабочих, то сами рабочие (трудящиеся) не видят в них своих непримиримых врагов. Народ не использует слово «эксплуатация» и до сих пор верит, что эта власть лучше советской и может ему обеспечить какие-то блага. Люди ещё ругают «отдельных олигархов», но министров отделяют от них, президента тоже, т.к. не знают ленинского определения: власть — лишь комитет по управлению делами буржуазии. Говоря словами Ильича, народ, прежде всего рабочие, ещё не осознал себя классом. А такие вряд ли поднимутся на серьёзную борьбу.
Об объективном факторе
Можно ли сегодня завоевать власть винтовкой, как в 1917 году? Разве у нас есть революционный народ, готовый идти на баррикады, революционная армия пролетариата? Есть хоть какая-то сила, которая может противостоять современным силовым структурам государства?
Ведь винтовкой и пистолетом их не победишь. И разумны ли силовые методы борьбы в ядерной и высоко-урбанизированной стране? Народ сам откажется от партии, которая способна ввергнуть страну в хаос. Люди не готовы к новым массовым жертвам, безработице и голоду, которые неизбежны, если КПРФ начнёт повторять прежние формы и методы борьбы за власть.
Какой вывод напрашивается? Пока не исчерпаны возможности легальных форм, именно они являются главными в борьбе за власть. Но не единственными. Партия, согласно Ленину, не ограничивает себя в формах борьбы за власть. Формы диктуются объективными обстоятельствами, разумом и силой сопротивления правящих классов. А обстоятельства требуют именно разума. Игнорирование объективных обстоятельств борьбы — авантюра, которая может завершиться обезглавливанием, уничтожением или запретом Коммунистической партии.
Отказ от легальной деятельности — убийство КПРФ. Говорят, что нужно разогнать Думу, для коммунистов она — лишь кормушка, они предали трудящихся, они уголовники, как оголтело пишет Т. Кретова.
Может, нужно вернуться к индивидуальному террору и иным эксам? Устраивать взрывы и провокации? Может, необходимо постоянно дестабилизировать работу Государственной Думы, в которой коммунисты голосуют, как правило, против «ЕР»? Опять вернуться к грабежу банков? Но кто это будет делать?
Увы, народ ещё не прошёл буржуазную школу воспитания, а советскую уже забыл. Нынешние коммунисты слишком воспитанные люди, чтобы скандалить в Думе, как это делает Жириновский. Но и нельзя этого делать, так как их сразу призовут к ответственности вплоть до запрета партии.
Наши критики не понимают: если коммунисты откажутся от Думы, государственной поддержки нашей партии, средств массовой информации и от своих СМИ — партия останется без голоса, онемеет. Она превратится в секту. А кто придёт ей взамен? Нет таких сил. А если найдутся более радикальные товарищи, что ж, флаг им в руки. Мы считаем, что такие авантюры лишь погубят всё дело.
Отказ от легальной деятельности, радикализм, крайняя левизна — и есть убийство партии. Видимо, к этому стремятся отзовисты и ликвидаторы разного рода. Нельзя от легальных структур требовать нелегальных методов работы, хотя совершенствовать их, конечно, надо. Скажите, критики, как это делать и кто будет делать? Вы? Беритесь…
А к чему приводит отказ от объективности, убедительно свидетельствует трагический опыт Индонезийской коммунистической партии, которую, кажется, убили навсегда.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 ноября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.