Газета «Родина». У Ставрополья училась вся Россия

Россияне с советским прошлым по праву гордятся системой образования в СССР. Педагогические коллективы школ Ставрополья внесли огромный вклад в дело не только образования, но и подготовки подрастающего поколения к труду и самостоятельной жизни.

Наш край — родина ученических производственных бригад. Это движение началось в 1954 году с создания первой в стране ученической производственной бригады в средней школе станицы Григорополисской на базе колхоза «Россия». Уже в 60-е годы получило распространение не только на Ставрополье, но и в стране. Сельские средние школы обрели новый статус и стали называться «Средняя общеобразовательная политехническая школа с производственным обучением».

Суть этого явления не только в том, что старшеклассники изучали растениеводство, устройство тракторов и сельхозмашин, реально участвовали в выращивании и уборке урожая сельскохозяйственных культур и были готовы прямо со школьной скамьи влиться в производственный коллектив. Они познавали, что такое труд земледельца, дисциплина, ответственность за результаты своего труда, коллективизм и гордость за свой вклад в общее дело. Знали, откуда берётся хлеб. В своих школьных бригадах ребята учились управлять: действовали советы во главе с бригадирами, звенья по профилю работы. Многие вопросы рядом с опытными наставниками школьники решали самостоятельно.

Огромную работу по созданию организационных основ движения ученических бригад провели сельские учителя: кандидат педагогических наук Михаил Трофимович Иванов, Геннадий Семёнович Данилов, Валентина Викторовна Барильченко и многие другие. А потом эстафету приняли их младшие коллеги.

Дело развития этого замечательного движения продолжил Заслуженный учитель школы РСФСР, отличник просвещения СССР и отличник народного просвещения, Почётный гражданин Новоалександровского района Анатолий Александрович Тютюнников, работавший директором средних школ №3 и №5 Новоалександровска, а с 1983 по 1997 год возглавлявший районный отдел образования. В этот период ученические производственные бригады были переведены на круглогодичный цикл работы. В зимние месяцы школьники не только изучали растениеводство, устройство сельхозмашин, но готовили технологические карты будущих полевых работ, формировали органы детского самоуправления, планировали работу советов бригад, школьных комсомольских и пионерских организаций на летний период.

Анатолий Александрович видел огромную роль детских трудовых объединений прежде всего в деле коммунистического воспитания. Иначе как через труд, считал он, настоящего гражданина и патриота вырастить невозможно. И придавал большое значение непрерывности педагогического процесса в течение всего года. Дети находились под влиянием педагогов и своего школьного коллектива всё лето, а это оберегало их от многих бед подросткового возраста. Его идея была поддержана сельскими учителями, особенно организаторами внеклассной работы Марией Пантелеевной Дроботовой, Антониной Андреевной Сазоненко, Любовью Николаевной Гужвинской, Верой Семёновной Вертелецкой и другими. Они делились с коллегами опытом воспитательной работы в летний период, распространяли новаторские решения.

В 1974 году, в год 20-летия ученических бригад, орденоносная Григорополисская средняя школа стала лауреатом Премии Ленинского Комсомола. В Новоалександровском районе на родине ученических бригад прошёл семинар ректоров педагогических вузов РСФСР. Его участники с огромным интересом вникали во все подробности организации летней трудовой четверти школьников и особенно интересовались вопросами развития детского самоуправления. Наши педагоги и комсомольские работники с гордостью за родное Ставрополье делились наработанным опытом. В семинаре приняли участие министр образования СССР Прокофьев и министр образования РСФСР Данилов. Семинар стал знаковым событием в педагогической среде России.

Педагогическая практика в наших школах развивалась в тот период в направлении ранней профессиональной ориентации школьников не только на сельскохозяйственные профессии. Анатолий Александрович Тютюнников вместе с коллегами уже работали над вопросами дифференцированного обучения — выявляли способности детей, их склонность к определённым наукам и профессиям и вводили дополнительное образование по предметам, развивавшим индивидуальные способности детей.

Перестроечные процессы внесли свои коррективы. Хозяйственниками вдруг овладела мысль, что воспитание не приносит доходов, а энтузиазм педагогов подавляли рассуждениями о том, что весь мир живёт без ученических бригад. И наших детей стали воспитывать, «как во всём мире». Результат не замедлил сказаться. Выросли поколения молодых людей, не готовых ни к труду, ни к самостоятельной жизни.

Почти три бесплодных десятилетия заставили руководство страны вернуться к вопросу. В 2018 году в рамках национального проекта «Образование» в 32 регионах страны стартовал федеральный проект ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» для учащихся шестых — одиннадцатых классов. По признанию организаторов проекта, первый опыт показал, что сегодняшние школьники демонстрируют неосознанную некомпетентность. То есть не просто отсутствие подготовленности к адекватному выбору профессии, но и непонимание самой необходимости совершать выбор. В 2020 году проект «Билет в будущее» вводится в 46 регионах.

Однако он состоит лишь из тестов и интерактивных игр, которые, по замыслу организаторов, должны помочь ученику определить свои профессиональные интересы и склонности, получить сведения о мире профессий и открыть глаза на действительно востребованные специальности. Вселяет надежду то, что школы в целях профессиональной ориентации детей сотрудничают с вузами и техникумами. В нашем районе — с Григорополисским сельскохозяйственным техникумом, аграрным и медицинским университетами, педагогическим институтом, училищем пограничников.

Но это никак не может заменить воспитание любви и уважения к труду, организованность, чувство ответственности, коллективизма, навыки самоуправления и высоких гражданских качеств. А без этого нет гражданина и патриота.

 В.П. ЛЕНКИНА.

Новоалександровск.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 1 октября 2020 года на сайте ЦК КПРФ,  а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

 

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

11 − один =