1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал агрессию тягчайшим преступлением против человечества. Тогда казалось, что мир никогда не вернётся к нацизму и транснациональной агрессии. Но мы снова стоим перед этой угрозой, которая приобрела новую форму — международный терроризм.
Анализ развития общественных отношений позволяет прийти к выводу: терроризм используется как инструмент для достижения целей, в частности, как воздействие на принятие решений органами государственной власти. Терроризм как идеология насилия в современном мире приобрёл международный характер, несёт в себе угрозу трансформации сложившихся норм международных отношений, угрозу обществу и личности.
В России создана и функционирует система противодействия терроризму со своей правовой основой.
Рассматривая нормативно-правовую базу по противодействию терроризму в сфере образования, мы видим её зауженность, сводящуюся к мерам по его предупреждению в образовательных учреждениях. Сложно отыскать подходы, обеспечивающие реализацию задач в образовательных программах, документах, составляющих правовую основу системы противодействия терроризму. При этом учреждения образования играют важную роль в решении этих задач.
Образование как неотъемлемая часть общественной жизни не может оставаться в стороне от решения проблем современных угроз. Одним из принципов в этой сфере законодательно (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») закреплён принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод.
Вместе с этим соответствие базовых образовательных стандартов и видов образования в различных странах не в полной мере отражает потребности общества, личности в приобретении знаний, умений и навыков, позволяющих реализовывать развитие государства. Иными словами, образование в определённом смысле отстаёт от современной высокой динамики развития общества и общественных отношений. Об этом свидетельствуют события новейшей истории, связанные с многообразными проявлениями терроризма.
Одна из немаловажных причин, порождающих терроризм, в нашем понимании — недостаточное внимание образования как социального института к проблемам терроризма в целом. Не всегда решаются задачи воспитания неприятия обучающимися и другими участниками образовательных отношений идей терроризма. В СМИ часто поднимаются вопросы о вовлечении молодёжи в экстремистские и террористические организации.
Исходя из современных потребностей общества, к образованию уместно предъявить требование участия в противодействии терроризму. Основанием для такого требования следует рассматривать возможность формирования у обучающихся различных компетенций, позволяющих обеспечивать участие образовательных учреждений в противодействии терроризму.
В «Северо-Кавказском колледже инновационных технологий» мероприятия классифицированы в группы.
В первую включены компетенции: здоровье, сбережение жизни, ценностно-смысловая ориентация в мире; интеграция; гражданственность; самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексия, смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Вторая группа содержит компетенции социального взаимодействия и общения.
Третья включает следующие компетенции: деятельность, познавательная деятельность, информационные технологии. Такой подход в рамках базовых компетенций позволяет решать некоторые задачи противодействия терроризму:
а) выявление действий лиц, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;
б) противодействие распространению идеологии терроризма.
В колледже проводятся мероприятия, посвящённые данной проблематике. Например, 3 сентября провели профилактическое мероприятие «Нет терроризму!». Перед студентами выступил помощник депутата краевой Думы А.М. Волхов. Александр Михайлович подчеркнул значимость образовательных учреждений в противодействии распространению терроризма. Мероприятие закончилось минутой молчания и запуском воздушных шаров как символа памяти о погибших в террористических актах. Эти смерти можно сравнить лишь с потерями в годы Великой Отечественной войны.
А.В. ЖУКОВА,
директор «Северо-Кавказского колледжа инновационных технологий», член КПРФ.
Лермонтов.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 сентября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.