На просторах Ютуба появился новый чуть ли не полнометражный документальный фильм «Два памятника одной трагедии». В анонсе говорится: … он «впервые освещает неизвестные подробности одного из самых трагических событий в истории Гражданской войны в Ставрополе — восстание бывших царских офицеров».
Впервые ли? Вот что вспоминал, в частности, по этому поводу английский офицер артиллерии военной миссии при Деникине Хадлстон Уильямсон в своей книге «Прощание с Доном. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919-1920. М., 2007»: «Сохранилась записка Деникина, в которой он выражает недовольство тем, что документальная кинохроника показывает «вешание и порку». Осваг посылал фильмы за границу, может быть, они не отсмотрены и туда «повешение» послали?» Естественно, что негативы и все копии ленты, ставшие причиной этого инцидента, были немедленно уничтожены».
Значит, новоявленный фильм можно назвать продолжением, ремейком, так сказать, отдела пропаганды армии генерала Деникина, именовавшимся тогда Освагом. Так что, снова готовимся к Гражданской войне? Похоже на то, что в обострившейся пока только информационной войне вспомнили про подобные старые приёмы агитации.
Правда, первые кадры, казалось бы, ничего такого не предвещают: вот ведущий стоит у ставропольского символа революции — монумента красноармейца-будённовца и рассказывает, что ещё с детства мечтал быть похожим на него. Но что это? За кадром вдруг раздаётся резкий звук выстрелов, мелькают сцены расстрелов, и ведущий, моментально обернувшийся, уже стоит у памятника врагам революции.
Что ж, это в духе нашего времени — плюрализм. В том, видимо, и заключается трагедия нынешнего дня — ставят памятники участникам прошлых трагедий по принципу: всем сёстрам по серьге — и жертвам, и палачам.
Но с первых слов ведущего становится ясно, кого он считает жертвами, а кого палачами. Октябрьскую революцию, изменившую судьбы сотен миллионов людей на планете, он называет «большевистским переворотом», а бессмысленную террористическую вылазку 86 белых офицеров на казарму спящих красноармейцев «восстанием». Несмотря на свою же грустную констатацию того, что в этом «восстании» рабочие, солдаты и крестьяне оказали поддержку Советской власти, а не прекрасным и благородным, с его точки зрения, «золотопогонникам», или, как бы их назвали сегодня, террористам.
Дальше — больше. Не успев сказать, что большевики на общем губернском собрании получили большинство, а значит, пришли к власти демократично, ведущий тут же объявляет их «узурпаторами» и предлагает запомнить имя участника тех событий, сына ставропольского купца, контрреволюционера, «известного писателя Сургучёва». После этих слов почему-то вспоминается эпизод из известного художественного фильма «Свадьба в Малиновке», где по пламенной речи адъютанта «пана атамана» Попандопуло сельские женщины сразу определили: «Значит, будут грабить!».
И точно: пошла плясать губерния — посыпались цитаты, словно из рога изобилия, из агитационной брошюрки, рождённой ещё в недрах Освага, под названием «Бесы русской революции».
Автором этой брошюрки, как зритель уже запомнил, был «известный» писатель И.Д. Сургучёв. Только вот в лихие девяностые «известные» уже современные осваговцы для большего пропагандистского эффекта, не церемонясь долго, переименовали его брошюру на «Большевики в Ставрополе». Более ненавистных высказываний по отношению к Советской власти и партии большевиков, её возглавившую, чем в этой брошюре, трудно подыскать где-либо ещё. Поэтому ведущий с экрана смаковал их на все лады.
Вещает насмешливо о том, что большевик Михаил Морозов в «драной папахе и дырявых сапогах» строчил 24 часа в сутки воззвания к народу, а к названию «Съезд рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» добавил зачем-то ещё и слово «мещанских». А большевик А. Пономарёв, с его слов, был настолько честолюбив, что якобы требовал от всех, чтобы к нему обращались «Ваше высокопревосходительство».
Так же «творчески» ведущий подошёл и к фамилии Ашихин, которая в брошюре совершенно не случайно фигурирует без инициалов. Но ведущий, опять же, нисколько не церемонясь, добавил к ней от себя имя и отчество. То есть если в брошюре это был вымышленный большевик «палач Ашихин», то в фильме это уже конкретный человек, командир гарнизона «унтер-офицер Дмитрий Спиридонович Ашихин», разумеется, не офицер, а только недостойный «унтер». Видимо, отсюда появился у фашистской пропаганды термин «унтер-меншен», благо, Сургучёв успел поработать в 1940-1944 годах на нацистов с регулярными публикациями в их газетах.
Затем ко всем этим придумкам добавляются откровенная ложь и клевета о «зверствах» и «красном терроре» ставропольских большевиков. Так, выдуманные в брошюре персонажи загадочный «человек с мандатом от Троцкого» Коппе, садисты Коваленко, Промовендов и «один из главных деятелей нашей истории Ашихин» в устах ведущего становятся реальными людьми, которые «носятся на автомобилях» почему-то не с красными, а с «чёрными знамёнами». Только вот незадача, даже в якобы «документах», представленных в фильме, вместо их портретов какие-то несуразные карикатуры без каких-либо «красных» атрибутов.
Тем не менее современные осваговцы превратили «Большевиков в Ставрополе» в своё революционное (или контрреволюционное, тут уж трудно разобраться, коль пошла такая работа с памятниками) знамя. На полном серьёзе этот «боевой листок», предназначенный для возбуждения ненависти у молодых юнкеров и кадетов Добровольческой армии к большевикам, они величают своим «политическим манифестом», «историческим документом», памфлетом, «изобличающим красный террор».
Вот и в фильме, как когда-то И. Сургучёв в 1942 году уже будучи сотрудником отдела пропаганды фашистского управления делами русской эмиграции во Франции, объявлял дату выхода первого номера своей оккупационной газеты «Парижский вестник» с портретом Гитлера на первой «исторической» полосе, так и ведущий объявил заранее о «выходе» на авансцену «известного писателя» Сургучёва. Ну а далее уже по писаному, точнее, списанному из агитброшюры Освага: грабежи комиссаров, думавших только о власти и деньгах, пьяные бесчинства красноармейцев и революционных матросов, зверства красных командиров, «пляски смерти» и «красный террор» на фоне карикатурных «документальных» кадров о большевиках и контрастно противоположных благородных портретов представителей Белого движения.
Так, отъявленный бандит и головорез полковник А. Шкуро, захвативший Ставрополь в 1918 году, а в 40-е ставший «сотрудником Гитлера», в фильме наделён титулом «освободитель Ставрополя». Возможно, вскоре и Сургучёву «креативные пропагандисты» присвоят звание «очистителя Ставрополя», коль уж он написал в августе 1942 года в своём дневнике о захвате фашистами города: «Ставрополь очищен». Не забыл ведущий прорекламировать и ещё одного власовца — Александра Трушновича, зачитав из его книги «Воспоминания корниловца» цитату о «красном терроре».
Но, восхваляя эту тёплую компанию предателей и говоря о приказах и якобы составлении большевиками «планов убийств», ведущий так и не предоставил ни одного документа о «красном терроре», подписанного большевиками, кроме монтажа хроникальных кадров с митингов, которые, судя по виднеющимся надписям на плакатах об Учредительном собрании, уже ставших неактуальными в одном случае и ответе на «белый террор», который мог появиться только после сентябрьского постановления Совнаркома о «красном терроре», — в другом. Причём кадры явно не совпадают с хроникой событий «восстания». Но это не помешало ведущему уверять зрителей в том, что именно на подобных митингах якобы принимались решения о «немедленном уничтожении контрреволюционеров на местах, то есть в городе».
Но в то же время, рассуждая о страшном терроре большевиков, как бы между прочим говорит: ставропольские большевики были вынуждены отправлять свои основные силы на какой-то «внутренний фронт». Что же это за фронт и откуда он мог взяться, если, по словам самого ведущего, уже к концу января 1918 года «Советы — во всех сёлах, во всех уездах Ставропольской республики»? Кто же на них напал? Оказывается, следы ведут к «замечательному» писателю Трушновичу, бывшему белому офицеру-корниловцу.
Дело в том, что контрреволюционный генерал Корнилов спустя полгода после провозглашения Советской республики на Юге сумел собрать и вооружить сотни «замечательных» офицеров-добровольцев ради восстановления монархии с одной целью: громить и грабить ненавистные Советы Юга России, а большевиков вешать и расстреливать, чем успешно и занимался представитель этой армии «освободитель Ставрополя» полковник Шкуро.
Но ведь такие действия вооружённых людей против власти и называются террором, скажете вы. Однако ведущий, что называется, и бревна в своём глазу не заметил, пока пристально разглядывал в чужом соринку. Именно так выглядит «красный террор» ставропольских большевиков по отношению к нескольким десяткам белых офицеров в сравнении с грандиозным террором, развязанным Добровольческой армией против своего народа, сделавшего выбор в пользу Советской власти.
И если бы ведущий фильма поинтересовался, что же происходило «в ста верстах от Ставрополя» при отражении красными частями и отрядом Фомы Григорьевича Шпака наступления корниловцев со стороны Сальских степей, то, наверное, тут же развернулся бы в сторону памятника красноармейцу. Но это ему уж точно малоинтересно по банальной причине — ведь на это госдеп не выделяет деньги.
Однако на время перенесёмся за 100 вёрст от Ставрополя в с. Белая Глина. И если зайдём на сайт «Белоглинских вестей», то сможем увидеть публикацию от 26.07.2012 г. под названием «Огненные вёрсты Фомы Шпака».
«6 марта у с. Средне-Егорлыкского произошёл бой между белогвардейскими полками и отрядами самообороны, насчитывавшими 2,5 тыс. человек. После ожесточённого сопротивления ополченцы вынуждены были отступить. Заняв Белую Глину, белогвардейцы расстреляли 750 человек, учинив по всему селу кровавое побоище. Свидетельства переживших этот кошмар белоглинцев хранятся в Белоглинском историко-краеведческом музее».
Память об этом жестоком и масштабном терроре хранят также братская могила жертв этого побоища и мемориал «Защитникам Отечества». Но что-то подсказывает, что создатели фильма уже подумывают о том, чтобы и там появился памятник карателям села или хотя бы одному их любимому писателю-корниловцу Трушновичу и состряпать ещё один фильм «о двух памятниках», но уже белоглинских.
Обратимся к Конституции, которая гласит: «РФ чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». Так кого называть защитниками Отечества? Белогвардейцев с их иностранными советниками и покровителями или ополченцев, защищавших родное село от незваных, вооружённых до зубов гостей-грабителей? Кого чтить? Для жителей села Белая Глина такой вопрос покажется кощунственным, но, как видим, только не для создателей фильма.
Доктор исторических наук В.П. Федюк в своей работе «Белое движение на Юге России 1917-1920 гг.» (1995), изучая деятельность осваговцев, констатировал:
«Сейчас можно только догадываться, какими методами деникинские режиссёры «достоверно» изображали пытки, порку и расстрелы. Однако любопытно, что белогвардейские осведомители использовали не только агитационное воздействие кинематографа. Уже тогда они использовали кино для создания мифотворчества и сознательной клеветы, видимо, осознавая, насколько кинематограф пригоден для этой цели. /…/ Причём в руках буржуазных спецов изображение «зверств красного террора» приобрело черты дурной вкусовщины из плохих «сенсационных боевиков» начала ХХ века с их непременными гротескными злодеями, экзотичными убийцами, роковыми женщинами и т.д. Благодаря Освагу на свет появились такие фантастические персонажи, как негр Джонсон, убивавший людей, и чекистка Дора Явлинская, собственноручно убившая 300 (400, 700…) офицеров. Ещё и сейчас этот миф разделяется многими. Однако в результате современного исследования было установлено, что эти кровавые убийцы никогда не существовали и являлись исключительно плодом вымысла деникинской пропаганды».
Как видим, режиссёры фильма оказались достойными учениками Освага. Но если их учителя сели в лужу, то им предстоит погрузиться в собственную грязь, что называется, с головой, так как единственным подлинным документом в конце фильма о большевистском «палаче Ашихине», «доказывающим» зверства ставропольских большевиков, оказалась… осваговская фотография, отображающая расправу палачей-офицеров Добровольческой армии над командиром ставропольского гарнизона Д. Ашихиным.
Бесстрастное архивное фото свидетельствует о том, что Д. Ашихин — жертва. Нравственно ли клеветать на него и ставить памятник его палачам — террористам, безжалостно коловшим штыками спящих красноармейцев — защитников Отечества?
Максим ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 17 сентября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.