Проблема идеологического сознания довольно сложная. Главное в полезности идеологии — мера необходимости в обществе.
Согласно одной точке зрения, никакая идеология нам не нужна, она — средство принуждения и обмана. С других позиций — идеология идеологии рознь. Та или иная система взглядов, ценностных ориентаций людей не только неизбежна, но может быть полезна или вредна, реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей.
Академик В. Кудрявцев считает: «Идеология — духовное выражение интересов классов, групп людей». Отказ от единственно верной идеологии, её навязывание обществу повлекли за собой плюрализм мнений, породили большое многообразие как научных, так и псевдонаучных представлений. Но громадной массе людей надо жить, и потребность в выработке такой системы знаний, взглядов прежде всего обусловлена задачей сплочения единомышленников социалистической платформы. Нужны пропаганда этих взглядов и политические выводы.
Социалистическая идеология должна быть одновременно и государственной. Трудно себе представить, какой идеологией пользовался М. Горбачёв, когда разрушал так называемый «железный занавес», а потом создавал все условия для Б. Ельцина, чтобы расстрелять из танков Верховный Совет СССР.
С тех пор прошло много времени. Не стало Советского Союза, это — трагедия для многих простых и по-настоящему интеллигентных людей. Читая очередной номер «Родины», я ознакомился со статьёй Н.Ф. Бондаренко «Законы марксизма-ленинизма», который каким-то образом прочёл мои давние мысли и изложил на бумаге.
Некоторые законы я знаю давно, а остальные для меня — открытие. Вот бы раньше пустить в дело эту массу знаний. Но в своё время не организовали. Куда проще было слушать слащавые голоса западной пропаганды, которая теперь только усилилась. И сегодня реально есть угроза существованию российской цивилизации, русской государственности и самому русскому народу. Как мы были недальновидны, когда не воспользовались сполна кладезем ума человеческого, который называется законами марксизма-ленинизма. Перечислю все.
Законы: прибавочной стоимости, классовой борьбы, соответствия производственных отношений характеру и уровню производственных сил, неравномерности развития общества, поэтапного развития общества, включения масс в исторический процесс, всевластия капитала, доминанты рынка, конкуренции, однонаправленности течения капитала, концентрации капитала в руках немногих, лидерства, участия в революции, сообщающихся сосудов, деградации, обесценивания человеческого мира, обратимости победы, исторического возмездия.
Вот эти законы марксизма-ленинизма Горбачёв игнорировал и лицемерно руководил КПСС с кукишем в кармане.
Продолжая тему идеологии, выделю основные направления.
Политическая идеология, свойственная гуманному демократическому социализму, предполагает ясные позиции по национальному вопросу. В первом правительстве В.И. Ленина национальными вопросами занимался И.В. Сталин, и при нём сложных проблем не возникало. В современное время при Б. Ельцине он резко обострился: первая, затем и вторая чеченские войны, которые докатились до Москвы. При В. Путине — отношения с Грузией и Украиной, которые мирными никак нельзя назвать. На Ближнем Востоке тоже гибнут наши военные. Не решается вопрос союзного договора Беларусь — Россия. Лукашенко не нравятся тарифы на нефть и газ, а Путину не нравится, что белорусский батька не разрешил распродажу государственной собственности и не расплодил олигархов.
Политическая идеология включает и отношения к партиям, общественным организациям. Охватывает и международные проблемы.
Экономическая идеология подвергается теперь наибольшим изменениям. Произошёл переход к рынку, но его идеологические последствия не осознаны. В стране спекуляция, рыночная экономика, свойственные капитализму. Не определено даже отношение к противоречию «равенство — свобода», которое иногда выглядит как социальная защищённость. Но есть и другие варианты: уравниловка, иждивенчество, рвачество, диктат предпринимателей. В пример приведу самое обыденное. Покупаем бородинский хлеб у частного предпринимателя. В первый день качество так себе, терпимо, а на второй превращается в суррогат — ни запаха, ни вкуса, вроде как не из муки, а из опилок. В булочке грамм 300, цена 28 рублей. Выходит, цена этого, с позволения сказать, хлеба за килограмм около 100 рублей! Сухарь из такого бородинского похож на кусок грязи. Есть и другие виды хлебной продукции, которая крошится и уже на другой день плесневеет. Их нельзя есть даже в виде сухаря. В то же время один килограмм хорошей белой муки можно купить за 40 руб.
В хлеб, на мой взгляд, идёт мука из фуражного зерна с плохими хлебопекарными свойствами. Что тут поделаешь — рынок: не хотите, не берите. Жаловаться некому. Сунулись было в санэпидемстанцию, там ответили: оплатите заказ — проверим. В нашем городе нет ни одной пекарни. В случае чего мы останемся без хлеба. А в нынешнее смутное время надо заранее думать о продовольственной безопасности, но пока хаос: не нравится — не покупайте.
Гуманитарная идеология — третье направление. Речь идёт об отношении к человеку, его месте в современном обществе. Социализм мы потому и называем гуманным, что в его основе лежат уважение к человеку, приоритет его интересов. Но, к сожалению, всё это не воплощено в жизнь, а с 1993 года вследствие ельцинского переворота мы лишены такого отношения государства к нам. Например, права наций, народов, определённые и без того приблизительно, не рассматриваются, границы свобод личности, общественных объединений исчезли. Появился неолиберализм, и каждый тянет одеяло на себя. Установка «обогащайся кто как может» заменила национальную идею построения справедливого общества будущего. Выпирают грани религиозной свободы, а также безнравственность, вседозволенность, порнография, вандализм.
Идеология в области культуры. Задача сохранения духовной культуры — не только практическая и идеологическая, направленная на сохранение культурного наследия, но и развитие многонационального искусства, литературы, языка, свобода творчества и самовыражения, информации и право каждого на пользование достижениями культуры во всём мире. Свобода образования, его плюралистичность и гуманизм, отношение к так называемой «массовой культуре» — как мера самоопределения личности и уважение прав других людей или анархия, власть сильного, политический и духовный экстремизм.
Основные направления гуманного демократического социализма сложились на базе советской действительности. Гуманизм и демократия — духовные завоевания социализма и всего человечества.
Так нужна ли нам идеология? Нужна, если она гуманна и демократична, способствует консолидации нашего общества на основе общественных интересов.
П.Г. БОРИСЕНКО.
Железноводск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 10 сентября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.