Читаю газету «Родина» постоянно, и меня заинтересовала заметка «Доброе слово учителю» (№27 от 16.07.2020). В ней как будто высказаны мои мысли о классном руководителе нашей дочери Раисе Николаевне Лемешко.
Родители и дети называли её классной мамой. Она действительно была нам родным человеком. Прошло уже 20 лет, как моя дочь закончила школу, а Раису Николаевну — учителя истории школы №6 Будённовска — мы вспоминаем часто.
Считается, что успешное решение воспитательного процесса зависит от личности, от внутреннего потенциала. Поэтому очень важно, какой человек рядом с ребёнком. Да, вероятно, это было другое время. Но разве можно сравнивать доброту и отзывчивость с негативными изменениями в жизни людей? Эти качества в человеке либо есть, либо их нет независимо от ситуации и обстоятельств.
Наша «классная мама» всегда учитывала возрастные и психологические особенности детей, отслеживала динамику отношений в школьном коллективе. Раиса Николаевна знала каждого родителя по имени и отчеству, их профессиональную принадлежность и называла своих учеников «мои дети». Её интересовало всё в их жизни: отношения в семье, здоровье (до сих пор при встречах спрашивает, как обстоят дела с хроническим заболеванием того или иного ребёнка), обеспечены ли дети всем необходимым для учёбы. Вот на каком уровне были у неё добросовестность, ответственность и человеколюбие.
Мы часто вспоминаем её классные собрания: насколько грамотно они были продуманы, подготовлены и интересны. Это было не просто информирование об успеваемости наших детей, они были тематическими. Поэтому мы их и запомнили.
Раиса Николаевна проводила внеурочные мероприятия, на которых дети сплачивались в дружный коллектив. Это были поездки на экскурсии или походы. До сих пор помню чаепитие с блинами, когда родители невольно перезнакомились, делясь рецептами. После этого они стали больше вникать в школьные проблемы.
Раиса Николаевна всё успевала придумывать и осуществлять. Дети ей очень доверяли. Обращались даже с личными вопросами: про первую любовь и разочарование, про конфликты. И на все вопросы у неё были ответы.
Так как школа — прежде всего учёба, наша классная руководительница уделяла этому особое внимание. Бывало, родители за делами не успевали заглядывать в дневник ребёнка. Регулярно за них это делала Раиса Николаевна. Каждый день она отслеживала оценки своих подопечных. А сколько сил и терпения приложила, когда её класс сдавал выпускные экзамены!
Раиса Николаевна никогда не жаловалась на большую занятость, объём отчётов. Даже после работы вечером находила время позвонить родителям и проинформировать о проблеме, если она возникала. Вот такая была у нас школа ещё совсем недавно: не ограниченная только дачей знаний. Сейчас мне просто жаль учителей. Они загружены бумажными отчётами, что отрицательно сказывается на воспитательном процессе. А хотелось бы, чтобы нынешние «классные мамы» были похожи на ту, о которой рассказала я. Чтобы не казались чёрствыми чиновниками, а были, как родные и отзывчивые люди. Ведь среди современных педагогов много талантливых учителей.
Когда я услышала о федеральной доплате работникам образования, выполняющим
обязанности классного руководителя, обрадовалась за них. Давно нужно было это сделать. Ведь они проводят огромную работу с детьми и родителями и заслуживают должной оплаты труда. Когда учитель защищён государством, он и работает в полную силу.
Начался новый учебный год. Для наших учителей он будет не только необычным, но и более трудным. Но мы верим в них и желаем безграничного терпения и любви к детям.
Е.Т. ЗИНОВЬЕВА.
Будённовск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 3 сентября 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.