В номере 25 (1334) газета «РОДИНА» опубликовала мою статью под названием «Как бабушка с банком бодалась, или Киви-развод». В ней я изложил неприятную историю, приключившуюся с женщиной преклонных лет, испытавшей на себе тяготы Великой Отечественной войны, голод и лишения 30-х годов и спокойную счастливую жизнь в советское время. Предлагаю читателю продолжение.
Богатый о корабле, бедный о кошельке
Немногие граждане России знают о такой услуге отдельных банков, как электронный кошелёк. Это сервис виртуальной платёжной системы, в котором проводятся расчётные операции. На его счёте содержатся деньги: доллары, марки, евро… Они представлены не в привычном бумажном выражении, а в электронном.
История электронных кошельков началась в США в 70-е. Обратите внимание, опять Запад, Америка, опять проникновение в Россию. А зачем? Считаю, что мы от этого никуда не денемся, но для опережения негативных последствий необходим жёсткий контроль на уровне правительства. А иначе нам с вами не избежать столкновений с очередными мошенниками.
К числу таковых я, и не только я, отношу не уважаемый многими Киви-банк.
Набрав команду «грамотных» специалистов, сведущих в юриспруденции, Киви-банк в первую очередь разработал публичную оферту (условия договора между банком и пользователями услуг электронных кошельков) на 42-х листах печатного текста мелким шрифтом. Читаю и диву даюсь. Буквально все условия договора в пользу банка. Этакое футбольное поле для игры в одни ворота.
Судите сами: в любое время по своей прихоти банк вправе захлопнуть ваш кошелёк по любому основанию. Например, заблокирует его, если априори посчитает вас мошенником или террористом. Или если какой-нибудь клерк СББ (служба безопасности банка) посчитает, что вы не туда направили деньги. И вообще, захотел банк хлопнуть ваш кошелёк, как муху, так это запросто!
А как вам такой пункт договора: «4.14.1. Оператор Сервиса оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять стоимость услуг Оператора Сервиса»? Читаешь и чувствуешь себя бараном, которого привели на заклание.
Кто не страдал, не способен сострадать
Чтобы вернуть свои кровные, вам предстоят адовы муки. Согласно банковской оферте, для установления вашей личности Киви-банк даже вправе запросить у вас родословную любимого вами котика. И не забудьте все документы заверить нотариально, написать заявление строго по шаблону, указанному банком, и всё это направить в Москву на а/я 57.
Переписка с банком может затянуться на пару месяцев, и, как результат, — третья часть (а то и вся сумма) ваших денег осядет в карманах «мошенников в законе», согласно п.6.5 той же оферты. Из сотен тысяч пользователей киви-кошельков, материально пострадавших от «законных» услуг Киви-банка, редко кто обращается в суд. Кто-то не хочет нервничать, кто-то считает затратным и долгосрочным процесс возврата своих кровных, кто-то судам не верит. Но большинство потерпевших будут сидеть молча.
Одни преступления открывают путь другим
Системой вольно или невольно созданы все условия для процветания этого бизнеса. Законом РФ предусмотрено разрешение совершать сделки по электронным платежам до 15000 рублей без верификации (идентификации) личности пользователя, то есть анонимно.
Продажа сим-карты сотовой связи потребителю должна проводиться при предъявлении паспорта клиента и сопровождаться заключением договора с оператором связи. Однако правила нигде не соблюдаются. Чтобы в этом убедиться, я обошёл семь салонов сотовой связи в Ставрополе (Билайн, Мегафон, Связной) и приобрёл в каждом сим-карту, предъявив ксероксы сторонних паспортов. Ни один из сотрудников салонов связи не предложил мне заключить договор. На мой вопрос «Где договор?» получил ответ: «А он вам нужен?» Оторопь берёт. Бардак всероссийского масштаба! А потом жалуемся — мошенников много развелось.
Главное в торговле — спрос. Чем больше желающих воспользоваться услугами поставщика, тем успешнее развивается бизнес. По данным Киви-банка, на руках у пользователей более 20 млн кошельков. Каждый клиент вправе открыть пять кошельков.
А теперь хочу поделиться хорошей новостью: Киви-банк восьмого июня вернул бабе Тоне её деньги — 41 тысячу рублей. Не хотел возвращать. На её запросы, просьбы отдать личные средства, письменные обращения к председателю совета директоров Киви-банка Солонину, председателю правления Киви-банка Панферовой, богатейшей леди России (которая в настоящее время уже не работает), получала сухие ответы: ваше обращение рассматривается, ответ получите в течение 30 дней.
Вы бы видели содержание этих «официальных» ответов, сплошная юридическая безграмотность. В народе такие документы называют филькиной грамотой.
Но стоило только бабе Тоне четвёртого июня подать в суд исковое заявление к Киви-банку, как деньги были возвращены. Руководители данного заведения не извинились перед Антониной Николаевной Горшениной, видимо, западное воспитание не позволяет, а вместо совести в них заложены долларовые купюры.
А.И. ГОРШЕНИН, журналист-правозащитник.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 16 июля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.