Народ — божий меч, карающий власть. Любая власть, оторвавшись от народа, превращается во временную. Вопрос её падения исторически предрешён, хотя это и не происходит автоматически. Без борьбы народа с властью даже самая никчемная будет цепляться за свои кресла.
Удивительное дело, но на эти грабли — отрыв от народа — с упорным постоянством наступает едва ли не любая власть. Подобных примеров в истории масса. Назову некоторые.
Великий полководец Александр Македонский, покоривший почти весь известный на то время «цивилизованный мир», был в расцвете сил и воинской славы и вдруг в 33 года умер. Версия «заболел», «заразился» выглядит сомнительной. Гораздо правдивее иная: Македонский изменил принципам своей жизни и за это пострадал.
В воинских походах он вёл себя, как рядовой воин. Делил все невзгоды, не жалел себя в опасностях, был своим и для армии, и для ближайших сподвижников. Но на него плохо повлияла завоёванная Персия, где Македонского поразили роскошь и почтение, которыми были окружены правители на Востоке. Золотые халат и тапочки, изысканные блюда, падение ниц, целование рук и обуви господина ему пришлись по душе. Он начал требовать такого же и по отношению к себе, но натолкнулся на протест. Историки утверждают, что Македонский убил нескольких ближайших сподвижников, которые даже под страхом смерти отказывались падать перед ним на колени. Потому падали уже мёртвыми. В этой ситуации скоропостижная смерть Македонского вряд ли была случайной…
Пример давний, но показательный. Из отечественной истории вспомним печальную судьбу князя Игоря, который вместо достойного примера княжения превратился в примитивного грабителя. Древляне ему говорили: «Княже, ты своё (дань) уже получил!» А он не слушал и грабил далее. Нельзя не слушать народ. Сказано же, глас народа — глас божий! За что и заплатил жизнью…
Это первый признак начала отрыва от него. Итогом такого непослушания часто становятся бунты. В либеральных кругах современной России любят цитировать слова А.С. Пушкина о русском бунте — бессмысленном и беспощадном. Бессмысленность — преувеличение. Бунт — форма обращения народа к власти: не слышите наших слов и стонов, послушайте наши ружья. Цель — улучшить условия своей жизни. И после каждого бунта власти хоть какие-то послабления делали.
Беспощадность народных бунтов — преувеличение. Люди гуманнее власти. Восстание — не форма жестокости, а акт самопожертвования народа, поскольку сила оружия всегда на стороне власти.
Подавление бунтов — форма мести властей. Вот где слово «беспощадность» к месту. В отечественной истории 12 апреля ознаменовано ярчайшим и эпохальным событием — полётом человека в космос. Но тот же день в 1861 году вошёл в историю как трагическая дата — произошло восстание в селе Бездна (ныне село Антоновка Спасского района Татарстана). Предводитель восстания крестьянин Антон Петров считал, что свобода была дарована крестьянам ещё в 1858 году, но помещики это скрыли. Бунт заключался в неподчинении помещикам: крепостные отказывались работать на барщине, делили помещичий хлеб, не повиновались местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды. Можно ли эти действия назвать бессмысленными или беспощадными? Вряд ли.
А подавление бунта было действительно беспощадным. В безоружных крестьян палили из пушек (Ельцину было у кого учиться). Всего пострадали, по оценке врача, участника этих событий, 350 человек. Действия карателя генерала Апраксина вызвали бурный восторг у казанского дворянства. «Радости их, — писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, — при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины, и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».
Специально привёл этот забытый пример, чтобы показать всю глубину раскола в обществе — отрыва власти от народа.
Наименьший раскол между властью и народом был отмечен, видимо, в годы Отечественной войны 1812 года. Но крестьяне защищали не царя и помещиков как таковых, а свою Русь-матушку. Русские офицеры, случалось, гибли от огня своих же солдат, потому что говорили по-французски. Как эта каста могла понимать народ, если она даже говорила на чужом языке?
А вскоре произошло восстание декабристов — «сто прапорщиков» захотели изменить Россию. Они насмотрелись, как живёт народ в Европе. Так почему в России продолжается прежнее барство? Даёшь конституцию! Но простой народ в лице солдат думал, что конституция — имя дочери царя. Отрыв от народа — одна из причин поражения декабристов. Просто одна часть власти пошла против другой без реальной опоры на народ.
Следующий крупный пример отрыва — события Кровавого воскресенья 9 января 1905 года. Тому, кто ныне преклоняет колени перед памятью царя, хорошо бы прочитать петицию, с которой обратился простой народ к Николаю II. В ней, в частности, говорилось: «Государь! Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий, наши жёны, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают всё дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук».
И царь «уважил» народ — избавил тысячи из них от бесконечных мучений скорой смертью от свинца ружей солдат и шашек казаков. Почему никто из либералов до сих пор не поставил вопрос о дезавуировании содержания этой петиции?
Царь расстрелял веру в себя. Но разве он в ней нуждался? Он бесконечно верил, что является божьим помазанником. А народ «бабы ещё нарожают».
Потом грянула Первая мировая война — чудовищный молох смерти для простого народа. За что миллионы людей полегли тогда в могилы? И не только с русской стороны. Но партия большевиков выдвинула лозунг поражения своего правительства в войне. Это должны были потребовать и все партии II Интернационала. Но его лидеры выступили в поддержку своих правительств, а русские социал-демократы — нет. Их и сегодня за это в лице президента В. Путина клянут, дескать, большевики помешали России победить в Первой мировой. Кого победить? Кто напал на Россию?
В.И. Ленин когда-то говорил о разночинцах, о том, что они были страшно далеки от народа. Но правительство от него было ещё дальше. Это — главная причина падения в России и царизма, и Временного правительства. Оторвавшись от народа, власть лишилась своей опоры и потому рухнула.
Большевизм не причина, а следствие этого отрыва. «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» — эта французская фраза стала символом отрешённости монархов от проблем народа. Она якобы принадлежит Марии-Антуанетте, но её можно было бы приписать и любому из русских монархов. Их дворцы были символами роскоши, прожорливости и непотребства. Монархи не возвышали народ нравственно, иные позорили имя человека…
Перечитал я всё это, и горько стало: какие банальности приходится говорить. Но именно они всё больше превращаются в тайну для народа. Надо её делать явью!
Наступил советский период истории. Он пресёкся главным образом по этой же причине: пока власть и народ были едины, Советскому Союзу ничего не грозило.
Ленин с первых дней победы Октября уделял этой проблеме первостепенное внимание. Народ должен видеть, что большевики пришли работать, а не барствовать. Ленинская ненависть к коммунистическому чванству была особенно непримиримой. Его строгость по отношению к чиновникам-коммунистам была для многих труднообъяснимой. Он не выбирал слов, даже призывал «вешать их на вонючих верёвках», кстати, и себя вместе с ними за неумение грамотно властвовать.
Владимир Ильич лично контролировал зарплаты партийных и советских чиновников, которые не должны были превышать, по его мнению, зарплат высококвалифицированных работников. Более того, он постоянно требовал сокращения и числа чиновников, и их окладов: хочешь получать больше — иди на производство. Ильич объявил выговор В.Д. Бонч-Бруевичу за произвольное повышение ему, Ленину, должностного оклада без решения Политбюро.
В первые годы Советской власти существовала практика, когда после двух лет правления руководителя понижали в должности на полгода до уровня простого рабочего, после чего трудовой коллектив решал голосованием, вернуть, например, директора завода на прежнее место или нет.
Ленинскую традицию бережного отношения к производственникам и высокой требовательности к чиновникам продолжил И.В. Сталин. Исключения допускались в отношении иностранных специалистов. Но иных способов удержать их на советском производстве тогда не было. О том, что из себя представлял советский руководитель ленинско-сталинского типа, хорошо рассказывает писатель А. Бек в книге «Новое назначение». Считается, что прообразом главного героя стал Серго Орджоникидзе.
Одна из причин победы советского народа в Великой Отечественной войне в том, что народ и партия (власть) были действительно едины. Были и такие случаи, когда на фронт попадали в первую очередь дети руководителей страны и в числе первых погибали. Никто не отсиживался на тёпленьких местах за спинами всесильных родителей, что стало правилом сегодня.
Смерть аскета Сталина привела к постепенному разрыву в доходах и в положении власти и народа. Был ли этот разрыв фатальным, как сегодня? Нет, но он был. Люди это видели. И то, что они могли бы простить чужой власти, своей буржуйские замашки простить не могли. Людей больно ранили даже незначительные различия в положении человека труда и чиновника. В советское время был известен анекдот о людях красных и чёрных. И мало кто тогда в самой власти понимал, что спецблага в итоге обернутся против верхушки.
Усиление разницы в уровне благосостояния приводило к тому, что власть становилась всё более толстокожей и переставала вникать в житейские проб — лемы людей и реагировать на них. Сошлюсь на пример — дефицит обычных мужских носков. Разве сложно было решить его? Но проблему или не знали, или не обращали на неё внимание. Такие «мелочи» и подпилили ножки кресел Советской власти.
Этим во многом и воспользовались враги социализма, спекулируя на разнице в доходах народа и власти, распаляя людей всё больше. Народ и власть стали врагами. Повторюсь, это различие не было фатальным, но достаточным, чтобы взорвать всю систему, лишить власть доверия. Спецпайки были динамитом.
Кто сегодня этого не знает? Господа единороссы и не знают, хотя не то чтобы не знают, но думают, что они неприкасаемые, а «пипл схавает». Отстегнув себе безумные оклады, окружив стенами дорогущих квартир, заборами дач, кабинами бронированных иномарок, охранниками и Росгвардией, надеются, что эти преграды их спасут.
Многие даже свили себе уютные гнёзда за границей. Думают, что надёжно. Но туда ещё нужно будет успеть вылететь.
Увы, народный гнев, достигнув предельной точки кипения, достанет любого виновного. История это подтверждает раз за разом. Но господа ничему не учатся. Более того, они ещё и прибегают к нравоучениям и оскорблениям своих сеятелей и хранителей. Каждый день с телеэкранов хвастаются недостижимыми для подавляющего большинства людей благами бытия. А ведь давно сказано, что нельзя хвастать хлебом перед голодными людьми.
Если бы нынешние правители вдруг вздумали завести себе консультанта по скорейшей утрате власти, то он лишь развёл бы руками: «Ребята, вы всё делаете правильно!»
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 9 июля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.