Ко мне обратилась за помощью одна старушка. Бабе Тоне в мае исполнилось 92 года, однако она бодра, на тот свет не собирается.
Антонина Николаевна застала голодные годы 30-х годов, оккупацию во время Великой Отечественной, послевоенный тяжёлый труд, стабильную жизнь в советское время. Рано похоронила мужа (в 1982 году), участника Великой Отечественной войны, воевавшего в составе 9-й гвардейской истребительной авиадивизии под командованием трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, о чём любит похвастаться: «О моём муже даже в книге «Жизнь — вечный взлёт» прописано!»
Многочисленным близким родственникам Антонина Николаевна не устаёт повторять: «Я люблю жизнь и проживу до 107 лет». К дню Великой Победы Президент России В. Путин подарил ей 75 тысяч рублей. Радовалась, как ребёнок!
Не успел закончиться май 2020 года, как я застал бабу Тоню печальную, с потухшими глазами. Конечно, спросил: «Что случилось?». И поведала она историю, которая поставила меня в тупик.
Из двоих сыновей бабы Тони остался один Александр, пенсионер, одинок. Есть у него сын Михаил, любимый внук Антонины Николаевны. В начале мая Михаил пришёл к бабе Тоне, поздравил с наступающими праздниками, а также с днём рождения. В другое время на торжества в доме Антонины Николаевны собралась бы вся родня, подарки принесли бы лично. Но сейчас коронавирус, нельзя! Какие гости…
Вот Михаил и предложил современный способ принять подарки: открыть на имя бабушки электронный кошелёк для приёма денег от родственников. Для этого ей необходимо посетить салон связи, купить сим-карту и там же, в салоне связи, открыть кошелёк с прохождением верификации (идентификации).
Антонина Николаевна ничего не поняла, но предложение внука одобрила. Пришли в «Связной» недалеко от дома. Сотрудники офиса продали симку «Мегафона», проверили документы и посоветовали воспользоваться услугами Киви-банка, сославшись на то, что они, сотрудники «Связного», вправе создавать идентифицированные киви-кошельки, рассчитанные на приём любой суммы. Баба Тоня опять ничего не поняла, но согласилась.
Первый перевод более трёх тысяч рублей сделала внучка Ира. Затем деньги посыпались от других родственников. К концу дня набралось около пятидесяти тысяч рублей. Но как их получить? Внук Миша решил помочь. Однако снять деньги не удалось. Киви-кошелёк «уважаемого» Киви-банка был заблокирован. Тут и понадобилась моя помощь.
В твоём кармане пусто, а у Киви-банка «капуста»
Для начала я решил навести справки о репутации банка. Народ знает всё или почти всё. Отзывы в Интернете поражают. 10% положительных, 90% — крайне отрицательных. Обманутых пользователей наберётся больше, чем обманутых дольщиков, и даже больше, чем пострадавших от деятельности «МММ» Мавроди. Дозвониться до руководства банка невозможно, контакта нет. Позвонил на телефон горячей линии. Ответил вежливый оператор, подтвердивший блокировку кошелька, сославшись на решение службы безопасности банка, и посоветовал изучить оферту (условия договора пользования электронным кошельком).
Изучаю договор. На 42 листах мелким шрифтом прописаны условия, которые не отвечают требованиям российского законодательства. Всё одеяло банк перетащил на себя. К примеру, в любой момент и на любой срок он может заблокировать ваши деньги, мотивируя тем, что сомневается в том, что вы — это вы, и априори полагает, что действует террорист или мошенник. Короче, криминальное лицо.
Если вы звоните на горячую линию, ругаетесь, шлёте гневные письма, показываете характер, то спустя три-четыре дня от банка придёт ответ, что договор с вами расторгнут по инициативе банка. Затем банк предлагает (через электронного помощника «Роберта») доказать, что вы — это вы, для чего требует комплект документов, заверенных нотариально, направить в Москву на а/я 57.
При этом Киви-банк предупреждает, что если документы ему не понравятся, пользователь будет собирать их заново. И так без конца… А изучать документы он будет аж 25 дней. При этом ваши деньги продолжают лежать в заблокированном кошельке, и в соответствии с офертой (условиями банка) на 30-й день с них будут «слизываться» деньги по 0,5% в день начиная со дня блокировки. Одним словом, через полгода в кошельке будет пусто. Мне всё стало ясно: очередной «мошенник в законе». Судите сами.
Во-первых, банковская система России — структура, оказывающая услуги населению, и по определению Верховного суда РФ действует в рамках Закона о защите прав потребителей. Закон стоит на стороне населения. За клиентом банка закреплено право решать все вопросы, связанные с его обслуживанием, в том числе прерывать договор поставщика услуг или нет. Говорю прямо: банк не вправе в одностороннем порядке разрывать договорные отношения с клиентом, даже если он (клиент) подписал навязанные ему условия договора.
Во-вторых, даже если вас подозревают в криминале, то в соответствии с ФЗ-115 любая платёжная система обязана допустить вас к своему лицевому счёту (где бы он ни был) и дать возможность снять деньги из расчёта десять тысяч рублей в месяц на вас и на каждого члена семьи.
В-третьих, в данном случае банк требует, чтобы вы направили документы на адрес абонентского ящика. Это что, расчёт на лоха? Вы когда-нибудь видели, чтобы почтовый ящик расписался в извещении о получении заказного или ценного письма?
Почему так поступает Киви-банк? Ответ простой. Вы направите полный пакет правильно оформленных документов, а через 25 дней помощник «Роберт» ответит, что документы банк не получил, и вы никогда и никому не докажете, что исполнили указание Киви-банка. А время идёт, счётчик тикает.
Богатому черти деньги куют
Было у меня желание поехать в Москву, разобраться на месте. Однако отпало, московские друзья отсоветовали, коронавирус. Лиц, которым за 65 (а мне 70), задержит патруль и изолирует на 14 суток. Посоветовался я с одним из лучших адвокатов Ставропольского края. Илья Никольский порекомендовал немедленно обратиться в суд с иском к банку, да не в Москву, а по месту жительства бабы Тони. Мало того, он согласился сопровождать дело на безвозмездной основе. Думаю, к моменту публикации материала исковое заявление уже в суде.
Что меня заинтересовало в этой ситуации? Куда деваются деньги, испарившиеся из кошелька? Если направлены в бюджет России — хорошо. На благотворительные нужды, например, для лечения детей — ещё лучше. Однако будем реалистами. Я уверен, что наши с вами деньги оседают в карманах мошенников. Как ещё можно объяснить, что руководители банка, создавая уставной капитал, скинулись по пятьсот тысяч, а ежегодно гребут сотни миллионов. Некоторые из них за короткий срок вошли в топ самых богатых людей России. Видимо, хороша крыша — не протекает.
Мне не понятно одно: куда смотрит Банк России, который выдаёт лицензии на банковскую деятельность, согласовывает оферты банковских учреждений и контролирует их деятельность? Может быть, это «великое учреждение» в доле с, мягко сказать, недобросовестными товарищами?
И ещё не понятно, кому нужны услуги подобного рода «кошельков»?
А.И. ГОРШЕНИН, журналист-правозащитник.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 2 июля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.