Сколько сказано слов, посвящено трудов и исследований, сколько в искусстве создано шедевров на пушкинские темы! Потому что каждый находит в его творениях отклик на самые задушевные мысли и светлые чувства.
Но, видно, в такое странное время мы живём: самое мудрое, чистое, самое дорогое оказываются в опасности, под угрозой забвения, искажения, превратного толкования.
Совсем недавно мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. «Почему я люблю сказки Пушкина? Потому что они понятные и хорошие», — писал пятиклассник из посёлка Радуга Коля Белоусов. Школьники посвящали Пушкину свои стихи, сочинения, рисунки. Стихотворения к юбилею великого поэта прислали тогда в редакцию районной газеты её постоянные авторы. Вера Стародубцева из Новоалександровска писала:
Как много миру нашему ты дал,
Как много нам, читателям, сказал.
А вот строки из стихотворения Клавдии Белоусовой из станицы Григорополисской:
Хоть жил всего одно мгновенье,
Любим остался на века.
Это писали дети и взрослые, воспитанные советскими учителями в советской школе. Но прошло два десятка лет, и мы уже пожинаем горькие плоды либеральных реформ.
Выпускница-отличница Северо-Кавказского федерального университета, филолог, на моё упоминание о Пушкине холодно сказала: «Но ведь он — камерный…». А на вопрос о том, как она относится к истории, ответила: «А что там интересного, одни даты». Это — о родоначальнике русской литературы, создателе русского литературного языка и русской литературной критики, о человеке, поэзия которого воплотила в себе, по словам Фёдора Михайловича Достоевского, «всемирную отзывчивость», всечеловечность как национальную идею. О писателе, без которого мы не знали бы ничего, кроме дат, о последнем в России крупном крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачёва, о подробностях исторической Полтавской битвы, жизни горцев и политике царизма в период Кавказской войны 1817-1864 годов, событиях Смутного времени в России. О том, как «новый народ» американцы попали в непрекращающийся до сегодняшнего дня безумный водоворот власти чистогана. И, конечно, о жизни различных слоёв российского общества в первой половине ХIХ века.
Роман в стихах «Евгений Онегин» считается энциклопедией русской жизни. Либералы позаботились о том, чтобы даже образованные люди об этом не знали и не думали. «Но я — какое дело мне? Я верен буду старине», — писал поэт. Это полностью отвечает чувствам и гражданской позиции не только моим, но и всех россиян с советским прошлым.
Пушкин первым стал смотреть на литературу как на служение идеалу, а его идеалом была свобода. В одном из ранних стихотворений «Лицинию» он писал, будто о сегодняшнем дне:
О Рим, о гордый край разврата, злодеянья!
Придёт ужасный день, день мщенья, наказанья.
И заканчивает его мрачным раздумьем путника над грудой развалин бывшей империи:
«Свободой Рим возрос, а рабством погублён».
В этой строке — всем нам упрёк. Мы не прислушались к поэту и вверглись в рабство спустя 200 лет после того, как это было написано.
Все помнят строки из оды «Вольность»:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Но меня всегда волнуют другие:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоём челе
Печать проклятия народы.
ы ужас мира, стыд природы,
Упрёк ты богу на Земле.
Даже в, казалось бы, лирическом стихотворении «Деревня», в котором он пишет, что «променял порочный двор цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей», его сердце ранят картины жестокого крепостничества:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
С глубокой горечью позднее поэт пишет о безразличии порабощённых людей и покорности их своей судьбе. В коротком стихотворении «Свободы сеятель пустынный» читаем о том, что «рукою чистой и безвинной в порабощённые бразды бросал живительное семя, но потерял лишь только время»:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Разве это не о сегодняшнем российском обществе, значительная часть которого, кто забыв, а кто и не познав героическое прошлое своего народа и совсем недавнюю достойную жизнь советских людей, покорно «приемлет» всё мыслимое и немыслимое глумление над собой?
Чуткому сердцу поэта невыносимо было осознавать, что его великий народ превращают в «стада», которых «не разбудит чести клич».
Его мучительные размышления — о судьбе не только своего народа, но и всего славянского мира:
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.
Разве это не актуально, как никогда? Если мы сегодня не отстоим Россию, вся прекрасная, человечная культура не только нашего, но и всех славянских народов будет беспощадно поглощена хищным Западом.
Вечному противостоянию с Западом посвящено стихотворение «Клеветникам России», где трудно выбрать, какие строки важнее. Не надо читать молодёжи многочасовых лекций о великом и жертвенном подвиге России, достаточно каждому заучить:
…Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага –
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Тяжёлый груз этих дум лишает поэта беспечных радостей жизни, сколько бы ни писали о его приверженности к дружеским пирушкам, о его донжуанских списках.
Даже размышляя о судьбах товарищей своей юности в стихотворении «19 октября», это был день встречи лицейских друзей, он писал: «Пора, пора! Душевных наших мук не стоит мир…».
Смертельная усталость души, впитавшей в себя все горести мира, сквозит во всём, о чём бы он ни думал и ни писал. «Монастырь на Казбеке» — короткое стихотворение, оно прекрасно:
…Казбек, твой царственный шатёр
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
А заканчивает он словами: «Туда б, в заоблачную келью, в соседство бога скрыться мне!..». В возрасте чуть за тридцать он пишет уже о печальном закате жизни:
«И может быть — на мой закат печальный
блеснёт любовь улыбкою прощальной».
Почти никем не замеченным остаётся короткое стихотворение без названия, в котором весь Пушкин — не в парадном мундире в императорском дворце, не на тройке зимней дороги, а наедине с собой, когда не надо ничего скрывать, пытаться забыться на лоне природы:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Пушкин пошёл на дуэль не только потому, что запутался в долгах. Он не мог жить дальше в окружающем его мире жестокости, пошлости и всеобщей продажности — всего того, что Уильям Теккерей назвал ярмаркой тщеславия, воплотив в своём творчестве социально типичные пороки буржуазного общества.
Поэт нашёл благовидный способ уйти. Ушёл Пушкин-человек, своей смертью бросив вызов всему, что оскорбляло Пушкина-поэта. Но остался Пушкин-гений, который, как бесценное наследие, как неотъемлемая часть каждого из нас, навсегда с нами.
Читая его, мы не только испытываем радость от встречи с прекрасным.
Кто-то находит в произведениях поэта сюжеты для новых творений, создаёт удивительные фильмы, спектакли, произведения живописи, пишет музыку. Сколько раз, например, в Пушкинские дни звучат музыка Георгия Свиридова к фильму «Метель», «Пушкинский вальс» Сергея Прокофьева! Сколько раз в году идёт на телеканалах фильм по его повести «Барышня-крестьянка»! И сколько раз мы готовы слушать в исполнении известных мастеров художественного слова его «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии»…
А ещё в бессмертных произведениях поэта и писателя мы находим ответы на мучительные вопросы бытия. На то он и гений, чтобы светить всегда, чтобы и через сотни лет быть рядом.
Задумываясь о том, что происходит сегодня в стране, кто ведёт российский народ к социальному взрыву, заранее запасаясь ручными гранатами и электрошокерами, вспоминаешь мудрого Пушкина: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, кому чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Страшным потрясением для всех нас был конфликт на Кавказе. Где его корни? Как всё началось, когда? И находим ответ у Пушкина в первой главе «Путешествия в Арзрум» во время похода 1829 года: «Черкесы нас ненавидят… Должно, однако ж, надеяться, что приобретение восточного края Чёрного моря, отрезав черкесов от торговли с Турцией, принудит с нами сблизиться». Как видим, это «принудительное сближение» сказалось через полтора столетия. А что происходит с каждым из нас?
Граница между «вчера» и «сегодня» не только разделила людей на партии и движения. Она в умах и сердцах. «Время изменяет человека… Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют», — так писал Пушкин в публицистической статье «Александр Радищев». Ведь это о нас!
Как много наших сограждан в начале 90-х поддались соблазну либеральных реформ, поверили в свободу предпринимательства и в могущество рынка, который всех вдруг сделает богатыми. И сколько «рыночников» теперь отвергают мечты своей юности. Но горе тому, кто так и не прозрел, не понял, что мы идём по ложному пути.
Поэт и писатель заканчивает свою статью словами: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». А уж в поношениях советского прошлого многие предатели наших идеалов за немалую плату превзошли самих себя. Но никому ничего не доказали, потому что во всём этом мракобесии «нет убедительности», как писал Пушкин.
Всё большее число россиян хотели бы вернуть Советскую власть и социализм. И пусть будет стыдно тому преподавателю, который внушил студентам, что Пушкин — поэт «камерный», созданный лишь для гостиных и великосветских салонов.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 4 июня 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.