В словаре, по крайней мере С.И. Ожегова, такого слова нет. Вот «самосуд» или «самосожжение» — есть, а самопредательства нет. Может, его и нет в широком употреблении, а вот самопредательство как общественное явление есть, и очень распространённое.
В иные исторические периоды оно составляет некий духовный фон общественного бытия, как ныне в России, начиная с горбачёвских времён. Кровью бьёт в виски, когда вдумываешься в этот феномен: «А ведь предательство — обыденное дело!»
Мне больно проходить мимо памятника В.И. Ленину. Десятилетиями страна вдохновлялась им, с его именем люди строили новое общество, боролись с врагами и погибали. Все они заблуждались, или это нынешние умники сами заблудились? А уж крушить памятники Ильичу, человеку, который жизнь свою посвятил людям труда, бедным, сокрушённым сердцем, — вообще средневековье.
Крушат его вовсе не толстопузые буржуа, а «пролетарии». Впрочем, это можно делать не только ломом, но словом и даже молчанием, как это сделали господа из некоторых ставропольских газет, «отметившие» 150-летие со дня рождения В.И. Ленина гробовым молчанием. Кому они угодили этим? Трудовому Ставрополью? Чем не коллективное самопредательство?
Почти в любой семье в прошлых поколениях были коммунисты и комсомольцы. Получается, они были несмышлёнышами, а нынешнее поколение вдруг в момент прозрело? Значит, «Спасибо деду за Победу!» в голове укладывается, а вот спасибо деду за Советскую власть не укладывается?
Видимо, новое поколение даже не понимает, что любая критика Советской власти — современная форма классовой борьбы буржуа против широких масс трудящихся. Нападки на неё означают одно: править страной должны лишь богатые. Никаких «кухаркиных детей» к власти допускать нельзя. Обыватель охотно подключается к общему хору противников Советов, т.е. воюет против самого себя или себе подобных, против сторонников своей же власти.
Он повторяет небылицы, которыми его пичкают господа, особенно измышления, направленные против большевиков (коммунистов). Их изображают как некий чуждый народу клан, имеющий какие-то собственные интересы. Твердят, что именно коммунисты разрушили страну, они-де как были у власти, так и остались.
Опровергать эти глупые аргументы унизительно, но приходится. Обыватель не понимает, что тот, кто отстроил великую страну, не стал бы её разрушать. Это разные цели! Не понимает, что если коммунисты и ныне остались у власти, почему всё рухнуло и зачем вообще тогда КПРФ.
У руля сейчас не коммунисты, а самопредатели. Они отреклись от коммунизма в первый день ельцинской власти, петух даже не успел прокричать три раза. Впрочем, они и не были коммунистами. Единственное, что в этих людях трудно понять, то, что они не краснеют. Мало ли в Совете Федерации или в Государственной Думе тех, кто не был коммунистом и много ли таких, кто ими остался? Но не стесняются выходить к народу и говорить красивые слова!
А дела при этом они творят сугубо буржуазные. Вот пример. Премьер М. Мишустин заболел коронавирусом, был назначен исполнять его обязанности заместитель Андрей Белоусов. Говорят, прекрасный управленец, особенно если судить по его сыну, который в 21 год управляет компанией Claire&Clarté, занимающейся инженерным консалтингом и цифровизацией. Её клиентами являются Министерство промышленности и торговли РФ, госкорпорации Ростех, Роскосмос и Росатом. И всем этим хозяйством правит двадцатилетний юнец. Каким же тогда гением управления является его отец?!
Как сказал один продвинутый предприниматель, капитализм — общественный строй, в котором хозяевами являются капиталисты, детей пролетариев и кухарок просят не беспокоиться, они управлять страной более никогда не будут. Очень ценное и очень опрометчивое признание! Господа думают, что они будут господствовать всегда. Их предшественники тоже так думали…
Недавно я читал рассуждения молодого русского футболиста, играющего за границей, о том, что капитализм — лучший строй из возможных. Он считает, что талантливый человек всегда пробьётся, станет богатым, а бездарь и лентяй так и будет хныкать и во всём винить государство. Этому наивному аргументу возраст — тысячелетия. Кто сомневается из приведённого выше примера, что сын А. Белоусова в 21 год по заслугам почти догнал своего отца? Трудился, трудился и… «заслужил».
Удивительное дело, но ещё Платон считал, что в честном государстве процветать должны не отдельные личности, а все без исключения граждане, потому что каждый по-своему талантлив и достоин счастливой жизни. Говорят, что это невозможно. Но, во-первых, стремиться к невозможному нужно. Невозможное — всего лишь завтрашняя цель. А, во-вторых, почему невозможно, если советский социализм обеспечил достойную жизнь едва ли не каждому человеку труда?
Честно трудись — вот и все проблемы! По прогнозам, после нынешнего кризиса разорится половина предпринимателей, если не больше. Весь ваш, господа, «спасительный» малый бизнес — путь к большой беде, в первую очередь для самих бизнесменов. Они плохо трудились? В чём их личная вина? А никакой вины нет: это капитализм, в котором только Белоусовы и процветают. Маловато для народного счастья, которое они обещают.
Как преодолеть самопредательство? Тут ничего особенного делать не надо, нужно просто быть честным человеком. Если ты жил при социализме, не нужно его приукрашивать, но и ложь терпеть непозволительно. Самый главный поклёп на СССР заключается в том, что «простые» люди жили в нём несчастными, забитыми, неразвитыми, одним словом, «совками». Но посмотрите хотя бы на фото праздничных шествий. Разве люди на них похожи на несчастных? Даже в самое трудное и голодное время наша жизнь была наполнена множеством радостей, которые невозможно убить никакой клеветой. Вот только понять эти радости нынешнему поколению не дано, но нам, их познавшим, грешно клеветать на самих себя. Это значит обнулить свою жизнь, признать её никчемной. Разве мы ничего не создали и нам нечего передать новым поколениям? Всё, чем страна может гордиться, — заслуга старших поколений, а чем можно стыдиться — уже нынешние дела.
Наша вина в том, что мы плохо защищаем своё советское прошлое. Я принадлежу к поколению, детство которого пришлось на 50-е — 60-е годы. Какое прекрасное детство нам обеспечили!
«Всё лучшее — детям!» — так и было. Разве мы забыли пионерские костры или походы? Какая радость с ними сравнится? Мы жили классом — школьной семьёй — в обстановке равенства и товарищества, не боялись учителей, уважали их. Да, собирали макулатуру, металлолом, вывешивали скворечники, пропалывали подсолнухи и собирали кукурузу, виноград, арбузы, в старших классах работали на разных предприятиях и т.д. Но разве это обедняло нашу жизнь?
В седьмом классе вступали в комсомол и пели его возвышенные песни. Честно стремились «в тревожную даль». Но кто расскажет об этом нынешним детям? И разве нет нашей вины в том, что мысли молодых сегодня в основном о деньгах, удовольствиях и гаджетах? На смену возвышенному детству пришло иное, в котором нет места книге, первой любви или возвышенной мечте.
На просторах Интернета встречаются рубрики: «Страна, которой больше нет», «Школа, которой больше нет», «Деревня, которой больше нет» и т.д. Горько их читать, но и радостно одновременно, ведь это всё было и составляло счастье большинства людей.
Взять колхозы. Каким рабством в них представлена жизнь наших сограждан, потому что пишут об этом люди по заказу или по искажённым представлениям. Жизнь на селе была трудной, бедной, но здоровой и патриотичной. Там можно было не только наблюдать, но и прочувствовать личную причастность к делам государственной важности. И слово «Родина» мы уже в детстве воспринимали как нечто конкретное и осязаемое. В деревне мы познавали чувство единой страны, страны-семьи, от которой ныне мало что осталось. Например, в Калининградской области отказались работать во время пандемии 350 медицинских работников. Такое в условиях СССР было немыслимо.
Особо нужно сказать о самопредательстве не только политиков, но и интеллигенции, прежде всего той её части, что была заласкана Советской властью. Почему не слышно их голосов в защиту прошлого? Разве им было плохо иметь в своём творческом пространстве весь Советский Союз? Кто бы знал, например, о грузине Вахтанге Кикабидзе, азербайджанце Поладе Бюльбюль-оглы, нанайце Кола Бельды, казашке Розе Рымбаевой, эстонке Анне Вески, латыше Раймонде Паулсе, молдаванке Надежде Чепраге и т.д., если бы они жили и творили лишь в своих национальных границах?
Самопредательство — не столько внешняя оценка, сколько внутреннее ощущение и понимание, что ты совершил что-то нехорошее. Плевать в прошлое не просто некрасиво, но и подло. Бывает полезно напомнить подлецу, что он — подлец. Иные могут и прозреть. Потому и нужна такая статья.
Самопредательство — измена самому себе, своим предкам, одноклассникам, педагогам, пионерии, комсомолу и партии, отказ участвовать в защите своего советского прошлого, обывательское молчание о прекрасной эпохе, о которой рассказать некому, кроме очевидцев. Взять наше родное Ставрополье. Это был процветающий край колхозов-миллионеров, на которые равнялась вся страна. Это был край хозяйственных чудес. Кто об этом расскажет молодёжи? И где ещё люди прочтут об этом, если не в «Родине»?
Но было многое в той эпохе и плохого. О нём — молчать? Вот об этом не нужно беспокоиться. Тот, кто кричит о плохом, всегда найдётся, а вот защитников прошлого гораздо меньше. Активистов КПРФ для этого недостаточно. Конечно, можно стенать по поводу нехватки квартир, машин, товаров, продуктов и т.д. Но разве люди не понимали или не понимают сегодня, какие беды пришлось пережить нашему народу? Советская власть была нашей властью — народной, потому ей многое прощалось, ведь мы — первопроходцы в истории. Советская власть — не выдумка, это историческая форма существования русской цивилизации. Буржуазная власть пусть не рассчитывает на всепрощение. Не только предотвращать, она и предвидеть кризисы не научилась. Нет у этой власти того единого нерва или центра, который в советское время принадлежал коммунистам.
Вывод: социализм в России разрушили ложью о нём, обманом людей. Ложь о социализме — главный «коронавирус», а противоядие ему одно — правда. И она должна быть заботой всех, коммунистов в первую очередь. Все, кто не стал самопредателем, должны идти в КПРФ. В других партиях им делать нечего.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 21 мая 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.