В.И. Ленин отмечал, что люди в большинстве своём выносят убеждения из жизни. И это действительно так: жизненные примеры и факты, особенно если они рассматриваются во взаимосвязи, обладают неотразимой убедительной силой.
Почему наши предки с низким уровнем образования в массе своей поддержали коммунистов в борьбе с царизмом, а потом и с капитализмом, а наши образованные современники в начале 90-х годов столь же решительно отвернулись от коммунистов? Ответ очевиден: предки имели опыт жизни при капитализме, а наши современники его не имели. И потому выступили против 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС.
Мы тогда говорили товарищам и даже кричали: «Одумайтесь, внуки, правнуки комиссаров в пыльных шинелях! Вы же совершаете классовое предательство!» Но нас не хотели слушать. Нас даже шельмовали.
А сегодня «на помощь» коммунистам пришёл вирус, вызвавший пандемию. И вдруг всё то, о чём мы говорили и от чего предостерегали, оказалось правдой.
На смену слепоте миллионов пришло прозрение. Увы, не в результате убеждения, а благодаря жизненным обстоятельствам.
Однако признаем всё же, что коммунисты были правы. Главный столп капитализма — частная собственность. Она обожествлялась буржуазными идеологами и преподносилась как высшее достижение цивилизации.
Коммунисты разъясняли иное: частная собственность — рудимент животного состояния человека, всего лишь проявление хватательного рефлекса, что не возвышает, а унижает. Потому что человек начинается с мысли о другом человеке, со служения друг другу.
Над нами смеялись, хотя мы говорили лишь о том, что уже было известно гуманистам XVIII века.
Вспомним Руссо, который назвал первым врагом человечества того, кто забил колышек в землю, и, указав на окружающую часть земли, сказал: «Моё!» Отсюда и пошло…
Сегодня многие россияне убедились в том, что частная собственность на орудия и средства производства превращает одного человека (или многих людей) в собственность другого. Субъект сводится к обычному орудию, которое можно даже выбросить, что и делается активно особенно в условиях кризиса.
Оказывается, это правда: капитализм заботится лишь о барыше. Социализм же, как бы его ни ругали, заботился о человеке, чтобы тот имел работу, отдых, образование, медицинское обеспечение, жильё, пусть и на уровне высмеиваемых хрущёвок, и т.д.
Капитализм же даже человеческую беду, например, болезнь, превращает в деньги. Таким образом, частная собственность дегуманизирует человека.
На базе частной собственности невозможно ни объединить людей, ни решить ни одной глобальной проблемы, а ведь в перспективе людям предстоит даже менять планету. Будущее требует браться за руки, о чём убедительно свидетельствует уже день сегодняшний.
Нужно только не путать частную собственность с личной, семейной, коллективной и т. д. Любая из них тут же превращается в частную, если она используется для извлечения нетрудовых доходов или эксплуатации людей. И потому Маркс определял социализм как возвращение человека к самому себе, т.е. к человеку гуманному.
Частная собственность в современных условиях — не плюс человечества и даже не ноль, а уже минус.
Другой столп капитализма — предпринимательство, олицетворяющее собой якобы свободу и громадные возможности для реализации творческого потенциала людей. Слово «предприниматель» большой или малой руки ещё вчера звучало гордо, как слово «товарищ» при Советской власти. Даже говорили, что предприниматель — базовый класс новой России. Но как сегодня чувствует себя этот базовый класс в условиях кризиса? Что он может предпринять такого, чтобы избежать этого самого кризиса, к тому же, не имея никакой личной вины в появлении кризиса? Ничего не может сделать, кроме как обратиться к государству с мольбой: «Помоги!»
А государство при капитализме является не чем иным, как самым крупным капиталистом, значит, и конкурентом всем остальным. Конечно, кому-то оно, может, и поможет, в первую очередь крупным банкам и монополиям, но не всем.
Всех много, а всего — мало. Так что, став безработным, человек по достоинству оценит все без исключения прелести свободного предпринимательства. А многие уже оценили и вспомнили о своём праве на труд.
В Конституции написано, что труд свободен. При чём тут государство? И выходит, что свободное предпринимательство превращает свободу в хомут или в петлю, в которую человек сам же сунул голову. Жмёт?
Как быть без предпринимательства? А госзаказ не подойдёт? Одна из лучших советских гаубиц времён войны была изготовлена всего за 18 дней — от постановки задачи до первого выстрела.
Конкуренция — ещё один столп капитализма. Она, словно бы его вторая кровь наряду с деньгами: нет конкуренции — и капитализм лишается динамики в развитии. Но что такое конкуренция, если не отрицание внутренних мотивов развития человека, организации, общества и абсолютизации мотивов внешних? Ведь внутренние мотивы тоже есть, именно они важнее внешних. И что такое конкуренция, если не тот же хватательный рефлекс — опередить, оттолкнуть, затоптать, схватить и т.д.?
Кто видел, во что превращаются люди, расхватывающие товары в «чёрную пятницу», тот не может не признать, что конкуренция скотинит человека. Конкуренция — эгоизм в действии, личный, коллективный или государственный, но всё равно это скотство, когда лекарства для Германии уже в аэропорту перекупаются США. Друзья, называется…
Конкуренция — ужасное явление. Как жить человеку, если он со всех сторон окружён не товарищами, а конкурентами? Это же джунгли получаются, а не человеческое общество. Боготворить конкуренцию, что молиться дьяволу.
Социализм спокойно решает эту проблему посредством соревнования. Кто не понимает разницы между одним и другим, пусть прочтёт Сталина, который писал: «Принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других. Принцип социалистического соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых с тем, чтобы добиться общего подъёма».
Рынок — вот ещё один гнилой столп капитализма, позорные последствия которого сегодня не очевидны только слепым. Чтобы исчерпать хвалебные слова в его адрес, потребуется, видимо, целый том. А другой для проклятий в адрес плана.
Нам внушали, что ещё вот-вот, и умный рынок обогатит глупый российский народ. Рынок отрегулирует всё сам. Но не разъяснили, что рынок — механизм распределения (искусство продаж), а план — механизм производства.
Но жизнь продемонстрировала: рынок ничего не регулирует. Он, напротив, готовит топливо для кризиса.
И если нет плана, остаётся одно средство — ручное управление общественными процессами. Этим и занимаются господа Путин и Мишустин. И помалкивают по поводу рынка.
Увы, рынок не может быть прообразом автопилота в самолёте, дескать, бросил руль и пей кофе. План тоже не может быть автопилотом, вот только он (смотрите на Китай) минимизирует и кризисы, и стихию производства, а рынок, напротив, всё это лишь предполагает.
Итак, буржуазное общество держится на четырёх названных столпах. Но все они уже порядком прогнили, как модно сейчас говорить, обнулились. Им должны прийти на смену вместо частной собственности — общественная, вместо предпринимательства — госзаказ, вместо конкуренции — соревнование, вместо рынка — план. Это будет прочнее.
Нужна другая модель общественного развития, имя которой — социализм.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 апреля 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.