Экономика страны переживает затяжной кризис. Положение в агропромышленном комплексе (АПК) близко к катастрофе.
Причиной этому служит несправедливость со стороны государства, которую испытывает российский крестьянин. Ему, чтобы купить тонну солярки, нужно отдать до десяти тонн первоклассного зерна.
Ярко выраженной проблемой для АПК является системный рост цен на топливно-энергетические ресурсы, и в первую очередь на моторное топливо, доля затрат которого в сельском хозяйстве превышает 25%. Решать и решить проблему моторного топлива на селе можно за счёт использования компримированного природного газа (КПГ) на примере опыта Кочубеевского района, где он используется для автотранспорта более 20 лет.
Что касается тракторов, то КПГ длительно используется в службе подсобного сельского хозяйства (СПСХ) Невинномысского управления магистрального газопровода (ЛПУМГ) «Газпром трансгаз Ставрополь». На освободившихся производственных площадках Невинномысской компрессорной станции (КС) создан пункт переоборудования автотехники (ППА), была освоена технология перевода тракторов на КПГ марок К-700А, К-701, МТЗ 80/82, ДТ-75 М.
Необходимо обратить внимание на показательный факт: гусеничный трактор первый и пока единственный в нашей стране, да и в мире, который работает на КПГ. Переоборудованные тракторы прошли государственные испытания в Кубанском научно-исследовательском институте испытания тракторов и машин (КубНИИТиМ).
Проведённое совещание в Кочубеевском районе (протокол от 20.06.2000 г. утверждён правительством края) под председательством главы администрации Скарги с участием руководителей колхозов «Кубань» и «Казьминский», сотрудников ВНИИГАЗа, руководителей ОАО «Кочубеевский ремонтный завод», фирм «Реста», «Ставропольремонт» и представителей «Кавказтрансгаза» послужило началом целенаправленной работы по использованию газомоторного топлива в районе.
Через год в Казьминском (протокол от 6 июля 2001 г.) главой администрации и руководством ООО «Кавказтрансгаз» подведены итоги выполнения предыдущего решения и определены возможности использования КПГ в колхозе «Казьминский» для тракторов. Важным моментом служит разработанное ВНИИГАЗом технико-экономическое обоснование (ТЭО) использования газомоторного топлива для Кочубеевского района, где также приведены показатели по от дельным сельхозпредприятиям Краснодарского края и Владимирской области.
Необходимо обратить внимание на такой показатель, как сроки окупаемости затрат. В разных хозяйствах они весьма незначительны и по времени практически одинаковы. В Кочубеевском районе это 1,2 года, в АО «Кубанское» — 1,1 года, в СПК «Воронежский» — год.
ОАО «Кочубеевский ремонтный завод» освоил технологию перевода автотракторной техники на КПГ и получил сертификат на этот вид работ. На основании документации, разработанной ВНИИГАЗом, изготовил опытный образец полевого автогазозаправщика, выполнено переоборудование на КПГ собственного трактора «Кировец» К-701, проведено испытание данного трактора. Завод был готов к массовому переводу тракторов на газомоторное топливо.
Инженером-конструктором этого предприятия О.П. Наумовым разработана новая электротехническая система газодизельных тракторов. Разработка запатентована. Проведено исследование и обоснование технических параметров газодизельных двигателей сельскохозяйственных тракторов, О.П. Наумов защитил в СГАУ кандидатскую диссертацию.
При научном сопровождении автора разработана и внедрена схема доставки и заправки газомоторным топливом (ГМТ) на сельхозпредприятиях района с использованием передвижных газовозов. Достоинством разработки является практическая возможность использовать эксплуатационный персонал газораспределительных станций (ГРС), что существенно увеличивает производительность труда. Построение схемы основано на секционировании и кольцевании магистральных, межпоселковых и поселковых газопроводов.
На основе решения отраслевого совещания ОАО «Газпром» (№ 30 от 30.07.2009 г., г. Томск) Невинномысским филиалом кафедр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина совместно с ВНИИГАЗом разработан состав регионального полигона на базе колхоза-племзавода «Казьминский». Суть разработки состоит в комплексном подходе решения вопросов, включающих разработку и производство газобаллонного оборудования (ГБО), монтаж опытных образцов сельхозмашин и их обкатка, пробное использование на сельхозработах. Массовое переоборудование выполняет ОАО «Кочубеевский ремонтный завод». «Кавказавтогаз», кроме газообеспечения, выполняет сервисное обслуживание и освидетельствование баллонов.
Схема полигона предусматривает научно-техническое сопровождение и подготовку кадров через учебные заведения: ЦПК (Невинномысское отделение) ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», филиал кафедр РГУНГ им. И.М. Губкина, кафедра «Тракторы и автомобили», Ставропольский ГАУ.
С учётом ввода в эксплуатацию АГНКС в селе Казьминском на основании решения заседания научно-практического Совета МСХ России от 18.07.2013 г. и протокола совещания у председателя совета директоров ОАО «Газпром» от 09.07.2013 г. с участием руководства колхоза «Казьминский» в рамках выполнения распоряжения Правительства РФ №767-р от 13.05.2013 (о перспективах развития рынка газомоторного топлива в сельском хозяйстве) откорректировано ТЭО использования газомоторного топлива в СПК «Казьминский» с получением до 70 млн руб. прибыли в год. На эти деньги можно приобрести 10 современных самых мощных отечественных тракторов КС-744. Динамика получения дополнительной прибыли от использования КПГ в колхозе «Казьминский» положительная. При этом себестоимость перевозок снижена на 25%, и затраты на переоборудование окупаются за год.
На полигоне в настоящее время испытывается трактор МТЗ-80 с зажиганием от искры. За время испытания получена экономия: 2016 г. — 80 тыс. руб.; 2017 г. — 131 тыс. руб.; 2018 г. — 101 тыс. руб. Перевод на газ тракторного парка даёт хозяйству ощутимый экономический эффект.
Наравне с опытом Кочубеевского района по использованию газомоторного топлива весьма показателен пример сельхозпредприятия ООО «Горизонт» Саратовской области Марксовского района, которое имеет 6500 га сельхозугодий; пашни — 4500 га; моторной техники — 48 единиц. Из 18 К-700 6 тракторов работают на КПГ. МТЗ82 в парке 8 единиц, из них на КПГ — 5. Автомобильный парк полностью работает на газе. Газоснабжение техники производится передвижными автомобильными газозаправщиками (ПАГЗ). Доставка газа осуществляется на расстояние до 110 км. Среднегодовое потребление КПГ составляет более 700 тыс. м3 . В 2012 году высвобождено 15 т бензина, 8700 т дизтоплива, экономия за год составила 12 млн руб. Предприятие работает на газомоторной технике более 10 лет и, как следствие, не пользуется кредитами и лизингом, что для сельхозпроизводителей в рыночных условиях хозяйствования весьма важно.
В заключение необходимо констатировать, что использование природного газа в качестве моторного топлива на селе решает проблемы экономики, даёт возможность покончить с безработицей. Задачи обеспечения продовольственной независимости России, возрождения села, сохранения государственности можно решить лишь путём подъёма производства в АПК, широкомасштабно используя газомоторное топливо.
И.М. КОКЛИН,
д.т.н., профессор,
зав. Невинномысским филиалом кафедр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина,
Почётный гражданин Невинномысска и родного села.
От редакции: статья публикуется сокращённо без таблиц и графиков. Полную версию можно получить в редакции газеты.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 января 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.