Давно это было, но помнится хорошо. Хочу рассказать о нескольких случаях, когда профессионализм и самообладание водителя предотвратили страшную аварию и чему я была свидетелем.
Шёл январь 1973 года. Мне пришлось сопровождать автобус, в котором было четыре пассажира и водитель за рулём. Маршрут: Дивное — Манычское, отправление — 18 часов. Дороги, как известно, были грунтовые. На середине пути вдруг отлетело колесо со стороны водителя. ПАЗ потянуло на левую сторону. Водителю Ивану Сулимову чуть больше тридцати лет, опыта немного. Однако с ситуацией он справился быстро. Пассажиры даже сразу не поняли, что случилось.
Другой случай произошёл спустя несколько лет на той же дороге. Автобус ехал из Ставрополя в Дивное. На дворе вечер, мороз и метель. Опять январь, но уже 1975 год. Пассажиры молча сидят в креслах, всматриваясь в темноту. Вдруг слышим с задних сидений: «Мы горим!». Водитель коротко бросил мне: «Задержи пассажиров». Я смекнула: иначе они от страха ринутся к выходу, начнётся столпотворение.
А водитель сделал вид, что спокойно остановил автобус, вышел, прихватив с собой огнетушитель. А затем быстро побежал к пылающей части машины и умело затушил огонь.
Всё произошло в считанные минуты. Но пассажиры успели покинуть автобус, как только тот остановился. Окинув взглядом салон, чтобы проверить, не остался ли кто, я увидела: вся одежда и кладь людей на местах. Никто даже не подумал забрать их с собой. Всё обошлось благодаря профессиональным действиям водителя, которому тоже было 30 лет. Мы отправились в путь и прибыли в пункт назначения по расписанию. В автобусе было 33 человека, а имя шофёра Иван Литовка.
Прошло ещё три года, в 1978 году на маршруте Краснодар — Дивное я стала свидетелем ещё одной нештатной ситуации на дороге. Сначала всё шло ровно, автобус с 44 пассажирами и двумя водителями, Михаилом Михайленко и Сергеем Жигайловым, мягко шёл по трассе на приличной скорости. От такой езды пассажиров слегка укачивало.
И в этой расслабленной неге меня неожиданно бросило в сторону. Слышу голос Михайленко: «Держи людей!». А в лобовое стекло вижу, как впереди автобуса катится его колесо, отвалившееся со стороны водителя. Вдобавок ко всей критической ситуации навстречу нам летит ЗИЛ-130 с прицепом. И наш автобус тянет в его сторону. Но оба водителя крепко держали руль, наш автобус ушёл вправо, избежав столкновения, и остановился. Пассажиры, которые сидели на задних сиденьях, резко наклонились вперёд от внезапного торможения. Вот и всё «неудобство», которое они получили при аварии.
Приведённые случаи, конечно, трудно забыть. Ведь были пережиты стрессовые состояния. Но я вспоминаю их всякий раз, когда слышу о жертвах автокатастроф по вине водителей, не справившихся с управлением, задремавших или по другим причинам. Всё же в наше время профессиональная подготовка была куда лучше, чем теперь.
А.В. БОРИЧЕВСКАЯ.
Село Казгулак,
Туркменский район.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 января 2020 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.