«Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье…»
К.Д. Ушинский.
Школа в переводе с греческого означает досуг, отдых. Древние греки считали: учиться – не в поле работать, камни на стройке таскать и не военными упражнениями заниматься. И смотрели на школу, как на некую разновидность забавы.
С годами взгляд на школу как разновидность досуга забылся. Люди признали, что учёба – не забава, а труд. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли». И дети ходили в школу за знаниями.
В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был учреждён День знаний, отмечается который 1 сентября. Само по себе название «День знаний» не совсем удачное, за 1 сентября следует второе число, как и другие числа. Не назовёшь же их днями незнаний! В школу нужно ходить не за знаниями, а за образованием. Ведь знания нужны не сами по себе, а для получения какого-то образа. Отсюда и термин – образование.
Много ли образов нужно образованному человеку? Конечно, но в первую очередь юный человек должен усвоить жизненно необходимые. Ведь это ужас, когда жена футболиста Жиркова заявляет, что Солнце вращается вокруг Земли. Значит, у неё совершенно не сформирован образ Солнечной системы. И только ли у неё?
Выделим образы, которые человеку важнее, чем образ той же Вселенной.
Родина. Он необходим подлинно образованному человеку. Есть образ малой родины и Родины большой – всей страны. Посмотрите, с какой лёгкостью наши спортсмены соглашаются выступать за сборные других стран. Три биатлонистки сбежали на Украину. Велосипедистка уехала в Узбекистан и т.д. Хоккеист Овечкин спит в обнимку с кубком Стенли, а за сборную своей страны ему не позволяет выступать спортивный клуб чужого государства. Испытывает ли он по этому поводу какие-то неловкости? А нам, россиянам, не стыдно за таких патриотов? Ведь нет патриотов – нет и Родины.
Человек. Получает ли ныне школьник правильный и достойный образ человека? Есть большие сомнения. Ныне перед школой поставлена задача — формировать из ученика квалифицированного потребителя. Ведь даже с религиозной точки зрения человек – подобие бога, т.е. творца, значит, и суть человека – творчество. И школа должна учить его творчеству. Втолковать, что человек – есть единица совокупных возможностей природы и одновременно её высшее творение. Всё, что может природа, всё, что доступно ей, доступно и человеку.
Жизнь. Это вовсе не химические реакции, а возможность что-то совершить, оставить свой след на Земле. Природа. Можно напичкать школьника разными определениями природы.
Природа – пространство возможностей человека. Именно в этом пространстве он реализует себя. Значит, она нужна человеку не сама по себе, а для его развития.
Коллектив. Совершенно ошибочно преподносить молодому поколению окружающих его людей в качестве конкурентов. Они ему товарищи, у каждого заложены свои природные задатки. Человек равен человеку. Иная точка зрения – социальный фашизм. С мысли о другом человеке начинается и сам человек. Даже первоклассник должен понимать это. Ни один смартфон не может заменить человека – живого, а не электронного.
Труд. Человек создаётся трудом и сохраняется трудом, без него он деградирует. Всё, что не создано природой, сделано трудом человека. И принадлежит ему. Нет позорящего труда, но есть люди, позорящие труд. Каждому – по труду его. Это и есть высшая справедливость общественного бытия. Понимающий это может считать себя действительно образованным человеком.
Редакция.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 августа 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.