1 июня 1948 года – незабываемая страница в истории Ставрополья. Это был великий день для края – завершилось строительство Невинномысского канала, который народ назвал рекой счастья.
Хроника строительства крупнейшего в стране водохозяйственно-мелиоративного комплекса заслуживает внимания. Много лет мечтали жители Ставрополья о большой воде. Особенно безысходным было положение в степных просторах края. Речки и балки не имели постоянного тока воды и летом в большинстве пересыхали. Воду для питьевых целей приходилось завозить за десятки километров. Население и скот страдали от её отсутствия, часто подвергались различным болезням. От недостатка влаги урожаи на полях были мизерными, а то и вообще гибли на корню.
Ещё в 70-х годах восемнадцатого века существовали всевозможные проекты сооружения канала, который соединил бы реки Кубань и Егорлык и далее по водному тракту Западный Маныч. Всем этим проектам не суждено было свершиться. Царское правительство для их осуществления не находило средств. Мечтам крестьянства суждено было сбыться только при Советской власти.
В апреле 1934 года первый секретарь крайкома ВКП(б) Е.Г. Евдокимов в докладе в Центральный комитет партии и лично Сталину обосновал вопрос о том, что лучшим подарком для колхозников Ставрополья к 15-й годовщине освобождения края от белых будет осуществление их мечты – получить воду для орошения полей и коммунально-бытовых нужд населения.
Сталин долго экзаменовал руководителей, задавал множество вопросов, требовал чётких ответов. И дал «добро» на строительство канала. Это означало, что большому делу будет дан ход. В спешном порядке начали готовить проектно-сметную документацию на строительство Невинномысского гидротехнического сооружения. Готовилась она отечественными инженерами и техниками, учёными водной отрасли. Объём работ был огромный, сложный и во многом уникальный.
27 апреля 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли совместное Постановление «Об обводнении Ставрополья».
Строительство Невинномысского канала началось в 1936 году. Это была поистине всенародная стройка. Лозунг «Канал должен строить весь край» нашёл живейший отклик в сёлах, станицах и городах Ставрополья. Десятки тысяч колхозников, рабочих промышленных предприятий и других организаций приняли активное участие в сооружении канала.
В неимоверно трудных условиях рождалась рукотворная река. Работа в русле выполнялась в основном вручную. Лопата, кирка и носилки были основными орудиями производства. Землеройных механизмов катастрофически не хватало. Трудились строители по 10-12 часов без выходных и отпусков. Высокие производственные нормы выработки массово перевыполнялись. На стройке царил дух патриотизма и оптимизма.
Торжественный пуск воды по Невинномысскому каналу намечался на 7 ноября 1941 года. Великая Отечественная война помешала окончанию строительства в установленные сроки. Во время временной оккупации Ставрополья фашистские варвары нанесли гидросооружениям огромный ущерб. Были уничтожены и повреждены все механизмы и оборудование, электростанции и другие объекты.
Даже в тяжёлые годы военного времени и после освобождения края от немецких оккупантов Компартия и правительство страны не забыли о народной стройке. По постановлению Государственного комитета обороны в 1944 году работы на канале были возобновлены. А первая сессия Верховного Совета СССР, которая состоялась в феврале 1946 года, включила строительство в план первоочередных строек пятилетки.
Небольшая группа строителей, состоявшая в основном из женщин и юнцов, вскоре пополнилась демобилизованными воинами Советской Армии. На строительных площадках с новой силой развернулась борьба за скорейшее обводнение Ставрополья.
Стройка стала прекрасной школой для многих сотен и тысяч людей. Здесь выросли замечательные мастера своего дела, смелые новаторы производства, в совершенстве овладевшие техникой. Инженеры и техники строительства проявили немало энергии и инициативы в решении сложнейших технических вопросов, стоявших перед коллективом.
Комплекс хорошо продуманных организационных мер и прежде всего самоотверженный труд строителей позволил осенью 1947 года – к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября осуществить первый пробный пуск воды по Невинномысскому каналу.
Советский трудовой народ мог двигать горы, укрощать могучие реки и приучать их работать на благо людей.
1 июня 1948 года Невинномысский канал благодаря героическому трудовому подвигу тружеников Ставрополья был сдан в постоянную эксплуатацию.
В адрес председателя Совета Министров СССР И.В. Сталина была отправлена телеграмма, в которой, в частности, говорилось: «… Вода реки Кубани направляется по каналу в пересохшее русло реки Большой Егорлык и далее в реку Западный Маныч. Открывается новая водная магистраль протяжённостью 450 километров. Водный тракт открывает большие возможности для возведения гидроэлектростанций».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1949 года «О награждении орденами и медалями рабочих, колхозников и служащих, отличившихся на строительстве Кубань-Егорлыкской оросительной системы в Ставропольском крае» в связи с успешным окончанием строительства и пуском первой очереди Невинномысского канала были награждены 247 человек.
Нам, живущим сегодня и грядущим поколениям России, можно гордиться богатырским племенем гидростроителей-мелиораторов.
Семь десятилетий Невинномысский канал, построенный разумом отечественных инженеров и техников, трудом десятков тысяч жителей края, надёжно служит людям, бесперебойно работает на экономику Ставрополья.
С использованием кубанской воды орошается 118 тысяч гектаров засушливых степей, на которых гарантированно получают высокие урожаи сельхозкультур. Доброкачественную воду горной реки пьёт и расходует на коммунально-бытовые нужды население края. С помощью кубанской воды появилась возможность поддерживать экологическое благополучие на территории Ставрополья на площади свыше 1,8 млн га. На трассе канала построены гидроэлектростанции, которые вырабатывают в год миллиарды киловаттчасов электроэнергии.
Затраты, понесённые на строительство Кубань-Егорлыкской оросительной системы, уже многократно окупились.
Историю творят люди. Невинномысский канал был истинно народной стройкой. Он стал для Ставрополья рекой жизни. Нам, строителям канала, было очень трудно. Но мы с честью прошли тяжёлые испытания. Разгромив фашизм, победили и засуху – злейшего врага земледельца.
Цените и помните заслуги своих дедов, отцов и матерей в борьбе за преобразование природы. Не забывайте героического времени.
Верим, что построенный Невинномысский канал передан в надёжные и трудолюбивые руки, которые будут и в дальнейшем о нём заботиться и беречь на века. Владимир ТКАЧЁВ, ветеран строительства канала, Герой Советского Союза.
Александр КОНДРАТЕНКО,
Заслуженный мелиоратор России,
академик МАЭП.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 31 мая 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.