Всегда ли соответствовал в различные периоды развития человечества строй общества природе человека, его собственному развитию?
На первый взгляд – иначе и быть не могло. В большей или меньшей степени до тех пор, пока способ развития существующего строя соответствовал потребностям человека. Именно потребности для физического, умственного, нравственного развития заставляли человека изменять, совершенствовать орудия труда и быта, вместе с этим видоизменять, привносить что-то новое не только в обыденной сутолоке жизни, но и в способе управлять этой обыденностью. Как только способ построения общества в повседневной жизни не соответствовал потребностям человека в его развитии, наступал период ломки существующего порядка – эволюционный, постепенный или революционный, мгновенный (в историческом масштабе).
Примем за основу марксистскую периодизацию развития общества. Постепенные шаги человечества из родового в рабовладельческий, феодальный, а потом в капиталистический строй привели в конечном счёте к тому строю, в котором мы сейчас живём, как бы мы его ни называли: капиталистический, индустриальный, информационный и т.д.
Остались ли черты родового строя в сегодняшнем? На протяжении всего развития человеческого общества некоторые, особенно важные для человека черты этого строя, беспощадно изменялись до неузнаваемости, искоренялись и очернялись: взаимопомощь, бескорыстие, верность своему роду и т.д. Уже с развитием семьи взаимопомощь превратилась в «бесплатную шабашку» в виде обеда, «русского застолья», а не во всеобщую радость при постройке нового дома молодым семьям или просто нуждающимся.
В дальнейшем бескорыстие превратилось в раздачу дополнительных средств «по знакомству». Верность роду ушла в прошлое в виде «кумовства» и «корпоратива». И всё это делалось ради сохранения хотя бы частицы старого строя, старых порядков, при которых верхушка рода сохраняла бы своё влияние, власть и чуть-чуть больше, чем у всех, материальных благ.
Рабовладельческому строю повезло больше. Он не только сохранился, но и процветает сейчас уже под другими названиями – капитализм, империализм, постиндустриальное общество и т.д. Конечно, и смысл рабства видоизменился. Физическое насилие, принуждение «чудесным образом» превратились в насилие над сознанием человека: что он должен делать для удовлетворения своих возросших потребностей и для безмерной алчности насильника. Чтобы завуалировать этот процесс насилия, человеку предоставляется широкий выбор услуг, которыми можно воспользоваться, чтобы выполнить волю другого человека. Например, выбор места работы, наслаждений, подсказанных подчинёнными хозяину средствами массовой информации (кстати, почти всегда высокодоходными и не всегда нравственными), и т.д.
Кое-что из натурфилософии. Человек, по своей природе, как и всякое животное, с одной стороны, хищник, который поддаётся дрессировке, с другой — свободолюбивая кошка, гуляющая сама по себе.
Вот и гуляют свободолюбивые кошки по территории бизнеса – территории жизни, не зная, с какой стороны её схватит другой хищник, и соответствует ли капитализм природе этой кошки. Россия попыталась создать общество, соответствующее свободолюбивому человеку, но вдруг появились дрессированные тигры и тигрицы, которые выцарапали глаза уже потерявшему разум гордому человеку.
Ю.В. АЛЕКСЕЕВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 19 апреля 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.