Газета «Родина». Поэзия прозы Горького

28 марта исполнилось 150 лет со дня рождения великого писателя

Когда сегодня говорят о молодом поколении как о потерянном, демонстрируя при этом педагогическое бессилие, на эти стенания можно дать ответ: попробуйте увлечь молодого человека творчеством классика русской литературы, и он спасён. Так как обретёт путеводную звезду, ориентируясь на которую, можно правильно выстроить дальнейшую жизнь.

В этом нет преувеличения. Известной советской актрисе Фаине Раневской высказали что-то похожее на соболезнование, поскольку она никогда не была замужем и всю жизнь прожила одна. Актриса на это отреагировала спокойно, сказав, что всю жизнь прожила вдвоём «с ним», показав томик А.С. Пушкина. Потом добавила: ««Пушкин – планета! Он где-то рядом. Я с ним не расстаюсь. Что бы я делала в этом мире без Пушкина…»

Кого из писателей лучше всего избрать своей звездой? Того, к кому больше лежит душа, он всегда современен.

В данной статье речь пойдёт о судьбе и литературном творчестве А.М. Горького. В условиях развития в России буржуазных отношений он более других писателей может послужить путеводной звездой для многих молодых людей, особенно для тех, чья жизнь складывается непросто.

Имя Горького ныне незаслуженно почти забыто. По опросам россиян, в каждом доме должно быть минимум четыре книги: «Мастер и Маргарита» Булгакова, Пушкин – лирика, Чехов – рассказы, Толстой – «Анна Каренина». Всё. А где же Горький? Нет его.

Главная причина падения интереса к Горькому – изменение политической власти в стране, вследствие чего пролетарский и самый прославленный советский писатель перестал быть популярным в России.

Однако нет ничего более далёкого от истины, чем политизированный взгляд на личность Горького. Его не могут однозначно зачислить в свой актив ни левые, ни правые, ни центристы. Горький самодостаточен, он сам планета уровня Пушкина и принадлежит всем, кто стремится к духовному развитию.

Как Горький стал писателем? Корни его писательского феномена кроются в детстве. С младых ногтей он был обречён на прозябание в получеловеческих условиях. Алексей Максимович вспоминал: «Мне хотелось быть героем, а жизнь всеми голосами внушала: «Будь жуликом, это не менее интересно и более выгодно…»

Но жуликом Горький не стал, т.к. рано понял, что человек формируется благодаря сопротивлению обстоятельствам жизни. Кем он только не работал и где не побывал, меняясь, обогащаясь, но оставаясь при этом самим собой.

Мальчик при магазине, чертёжник, посудник на пароходе, продавец, десятник, статист в театре, босяк в Казани, крендельщик, дворник, садовник, хорист оперы, подручный пекаря, ночной сторож, весовщик, скиталец. Царицын, Борисоглебск, Тамбов, Рязань, Тула, Нижний Новгород.

Кладовщик, грузчик в ростовском порту, грузчик в одесском порту, вновь скиталец: Николаев, Херсон, Перекоп, Симферополь, Ялта, Феодосия, Керчь, Тамань, Кубань, Терская область.

Молотобоец и счетовод в Тифлисе, рабочий на стройке, письмоводитель, публицист «Самарской газеты» и т.д.

Вспоминая об этом периоде своей жизни, Горький писал: «Горшки, самовары, морковь, курица, блины, похороны, сытость до ушей и выпивка до свинства, до рвоты – вот что было содержанием жизни людей, среди которых я начал жить». Сохраниться в этих условиях человеком, любящим жизнь и людей, было чудом и подвигом не менее значимым, чем писательство.

Но можно ли утверждать, что Горький стал великим писателем именно благодаря скитальчеству? В известной мере можно, но с большим «но», ибо скитальцев было много, а Горький из них получился только один. Он стал великим писателем благодаря важнейшим качествам: любви к жизни, книге, человеку, женщине-матери, родному языку.

Любовь Горького к родному языку. Сегодня это особенно важно, потому что русский язык всё более теряет свои позиции не только в мире (был четвёртым по распространённости, а стал шестым), но и в России. Примитивная английская речь теснит наш великий и могучий. Дурной пример подают во многом артисты эстрады и даже дети в передаче «Голос» (разумеется, с подачи взрослых) едва ли не каждую вторую песню исполняют на английском. Почему? Потому что и тем, и другим, увы, не привита любовь к родному языку.

Читайте Горького! Он писал прозой, но его проза сродни поэзии. Вчитаемся и вдумаемся в следующие строки: «Мутноокой ночью сижу я – как сыч в дупле – в номерах в нашем городе Свияжске, а – осень, октябрь, ленивый дождь идёт, ветер дышит, точно обиженный татарин песню тянет. Без конца песня: о-о-о-у-у-у…» Надо же придумать такое определение ночи – «мутноокая»! Разве это не поэзия, как и всё предложение в целом? А как колоритно описывает Горький людей!

Портрет священника. «Кра-асивый попище, здоровенный!… Лют был поп, аки лев пустынный, голосище – колокол…. Он же прямо, как печь жаркая, накаляется злобой еретической… Эх, бывали дела-а!»

Портрет кочегара. «Каждый день, кончив вахту, он вылезал из люка кочегарки, босой, потный, вымазанный нефтью, в мокрой рубахе без пояса, с раскрытой грудью в густой кудрявой шерсти, и тотчас по палубе растекался его ровный, однозвучный, сипловатый голос, сеялись слова, точно капли дождя».

Портрет бывшего солдата. «Солдат Костин, человек одноглазый и без двух пальцев на левой руке. Засучив рукава, размахивая кулаками, он подходит к лавке шагом бойцовского петуха и орёт натужено, хрипло: — Хохол, вредная нация, турецкая вера! Отвечай, почему в церковь не ходишь…»

Портрет женщины-хозяйки. «Хозяйство… вела сожительница домохозяина-скопца, высокая худощавая женщина с лицом деревянной куклы и строгими глазами злой монахини».

Портрет девушки. «…Сложенная из полушарий различных размеров, она похожа на мешок арбузов».

Образы горожанина и мужика. «У городских – плоть хилая, умишко трёпаный, городской человек жаден, а – не смел. У него всё выходит мелко, непрочно. Городские ни в чём точной меры не знают, а мужик крепко держит себя в пределах правды, он не мечется туда, сюда. И правда у него простая: бог, например, хлеб, царь».

Коллективный портрет. «Отовсюду на него (певца. – Н.Б.) смотрят бородатые люди, на звериных лицах задумчиво мигают детские глаза; иногда кто-нибудь вздыхает, и это хорошо подчёркивает победительную силу песни. В такие минуты мне всегда казалось, что все люди живут фальшивой жизнью, а настоящая человечья жизнь – вот она!»

Так писал Горький, создавая галерею удивительных образов – ярких, точных, запоминающихся: поп у него, что лев пустынный, хозяйка – злая монахиня, девушка – мешок с арбузами, хохол – вредная нация и т.д. А как можно было на звериных лицах заметить детские глаза?

Историки и политики, доказывающие, что в эпоху царизма россияне процветали, идут против правды жизни, которую мастерски и с большою болью отразил в своих художественных произведениях А.М. Горький. В уста одного из персонажей повести «Мои университеты» он вложил следующие слова: «Ни бог, ни царь лучше не будут…, а надо, чтобы люди сами на себя рассердились, опровергли бы свою подлую жизнь… Помяни моё слово: не дотерпят люди, разозлятся когда-нибудь и начнут всё крушить – в пыль сокрушат пустяки свои. Не дотерпят…».

Так и случилось: не дотерпели. И потому так актуален Горький не только как художник, но как мыслитель и политический деятель. Не повторить бы нынешним российским правителям ошибки своих предшественников, пришедших к власти в феврале 1917 года.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 марта 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

6 + три =