Некоторые мудрецы утверждают, что не нужно в жизни никому и ничего доказывать. Если ты явился в этот мир, чтобы кого-то в чём-то убедить или разубедить, благодари бога, если покинешь его по естественным причинам.
Трудно согласиться с этой «мудростью», так как она противоречит и обыденной жизни, и науке. Мы всё равно ежедневно, осознавая это или нет, кому-то что-то доказываем. Нам отвечают той же монетой. А в науке вообще без доказательств не обойтись: выдвигается гипотеза, следуют её подтверждение или опровержение. Это и есть наука. И что такое диалектика, если не борьба аргументов?
Заниматься убеждением — первейшая обязанность члена партии, завещанная нам Лениным. «Вся задача коммунистов, — писал он, — уметь убедить отсталых, уметь работать среди них. А не отгораживаться от них выдуманными ребячески «левыми» лозунгами».
Если отказаться от доказательств и опровержений, то коммунистам следует согласиться с нападками на Великий Октябрь: это-де был антиисторический, антигуманный акт, задержавший общественное развитие. Его осуществила кучка авантюристов, из-за которых XX век превратился для граждан России в век непрерывных страданий. Именно по их вине пролито море крови, потому Россия и сегодня находится в числе глубоко несчастных стран и т.д.
Не будет этого! Мы никогда не отречёмся от Великого Октября и всегда будем доказывать его гуманистический характер. Приведём ряд аргументов.
Революция как справедливость. В результате революции страдающее большинство, т.е. миллионы людей, поменялись местами с блаженствующим меньшинством. Не так ли? Разве это несправедливо или негуманно?
Конечно, в революции пострадали более всего богатые и зажиточные классы, т.е. меньшинство — образованное, благополучное, барствовавшее за счёт грабежа и унижений своих «сеятелей и хранителей». Именно они утверждали тогда и сегодня выдвигают тезис о бесчеловечности революции. Значит, когда барствует меньшинство, а большинство бедствует, это и есть гуманизм?
И разве богачей революция так уж заставила страдать? Ничего подобного! Их поставили в положение трудящихся: все должны трудиться! Что началось! Богатеньким наступили на мозоль, потревожили их «сытный хлев», говоря словами А. Блока. Начались интервенция, Гражданская война. «Быдло, в стойло! Хотим господствовать, как и прежде», — вот ваш гуманизм и ваша справедливость, господа. Рабочие и крестьяне пришли к власти не для того, чтобы одних бар заменить другими, как это происходило в ходе буржуазных революций, а с иными целями — чтобы каждый человек блага получал законно, т.е. по труду. Негуманно и несправедливо?
Революция как спасение. Речь о реальном спасении миллионов жизней простых людей. Что было альтернативой Октябрю? Смиренная гибель всё новых миллионов людей на фронтах Первой мировой войны за интересы помещиков и капиталистов? Но разве предлагать смерть вместо жизни — гуманно?
В ходе самих октябрьских боёв, по некоторым данным, погибли шесть человек — от неосторожного обращения с оружием. Выстрел «Авроры» был холостым. Потом вообще началось мирное шествие Советской власти по территории бывшей империи. Из 100 крупнейших городов России Советы пришли к власти вооружённым путём лишь в 10-15 городах. Большая кровь пролилась не в ходе революции, а в ходе контрреволюции. Вот когда были попраны все нормы гуманизма. Но не революционеры были в том повинны, а именно контрреволюционеры.
Революция как очеловечивание миллионов людей. Кто считался в царское время с простым русским человеком — лапотным, безграмотным, тёмным, голодным, вшивым? Кто в нём видел человека? А большевики ему сказали: «Ты — хозяин всего!» И миллионы сограждан встали с колен — почувствовали себя людьми. Разве это не было гуманным актом? За годы Советской власти всё перевернулось на 180 градусов: если прежде грамотных были ничтожные проценты, то теперь их оказалось подавляющее большинство.
Советский человек, прежде тёмный и забитый, поголовно несчастный и полудикий, вдруг очеловечился за каких-то двадцать послереволюционных лет. В считанные годы был совершён прыжок через века к совершенно иной жизни — без богатых, без эксплуатации, религиозного удушья и национальной нетерпимости.
Это и был самый настоящий гуманизм. Но с ним было покончено в 90-е годы прошлого века, когда людей вновь поставили на колени перед кучкой грабителей, присвоивших себе общенародное достояние. Возникло общество, основанное на силе людей-хищников, которые легко покорили и подчинили граждан страны. Разве власть хищников — гуманизм?
Революция как антивоенная мера. Революция доказала, что можно жить и без богатых, т.е. без людей, постоянно генерирующих войны. И поэтому это был гуманный акт, направленный на устранение войн из жизни общества. Опыт СССР доказал, что трудящиеся сами могут успешно решать экономические, политические, социальные и военные проблемы и превращать свои страны в красные империи, каким был СССР или каким сегодня является Китай. Но вернулись к власти буржуа, войны заполыхали с новой силой. Потому отстранение буржуазии от власти — гуманизм, а её возвращение — война. Можно ли это оспорить?
Революции как локомотивы истории. К. Маркс называл революции локомотивами истории. Буржуазия, разумеется, этот тезис воинственно отрицала. Вот если сама она совершит революцию — это прогресс, а если это делает пролетариат — регресс. А философ Н.А. Бердяев называл революции актами гуманизма.
Правы оба. Революции необычайно ускоряют общественный прогресс и тем самым поднимают общество, даже через кровь, на более высокий уровень нравственного развития, т.е. гуманизма.
…Да, грубые проявления прогресса носят название революций. После того как они завершаются, становится ясно, что человечество получило жёсткую встряску, но сделало шаг вперёд. Разве Октябрь не имел причин?
Нельзя обойтись без той или иной формы насилия, нельзя негуманный строй победить лишь гуманными мерами. И всё же насилие в революции — лишь эпизод и вынужденная мера. Ненасилие идёт на смену насилию лишь посредством насилия. Таков парадокс бытия и такова правда истории. Один из руководителей революционного казачества на Дону Фёдор Григорьевич Подтёлков уже с накинутой на шею петлёй крикнул землякам: «Одно только: к старому не возвращайтесь!» Не послушались и вернулись.
Крестьяне Ставрополья, как вам живётся при власти денег?
Неужели и сейчас людям не понятно, что социализм — и есть гуманизм, а возврат к капитализму — сплошной регресс?
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Л.А. БОРИСОВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 07 ноября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.