Нестор Летописец — монах Киево-Печерского монастыря — один из главных авторов «Повести временных лет». Канонизирован как преподобный Нестор Летописец Русской православной церковью; день памяти — 27 октября по юлианскому календарю. Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит также в список святых Римско-католической церкви. В этом году исполнилось 905 лет со дня его смерти.
Он по понятным причинам особенно чтим на современной Украине. Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца. Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, достоинством в 50 гривен. Памятники ему установлены в Киеве, Владимире и Борисполе. В Киеве в честь Нестора возведены два храма. На Украине 9 ноября в день его чествования с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.
Что ж, это дело самого народа, кого он чтит. По крайней мере, у Нестора гораздо больше оснований быть чтимым на Украине, чем у Бандеры или Шушкевича.
Но возникает вопрос: читали ли господа учёные Украины «Повесть временных лет» Нестора Летописца? Я читал по книге Д.С. Лихачёва «Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси». И вот что получается: не только в «Повести временных лет», но и во всех других литературных памятниках Древней Руси совершенно нет таких слов, как «Украина», «украинская земля», «украинское государство», «украинский язык» или другие возможные производные.
Назову главные из этих источников, кроме самой повести: «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Слово о полку Игореве», Сочинения Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Сочинения протопопа Аввакума, «Повесть о Горе-Злосчастии» и другие.
Но всё же самое главное и обидное для украинцев содержится в «Повести временных лет» так почитаемого ими Нестора — отца украинского языка, судя по отмечаемому празднику. Однако нет у него ни слова, близко похожего на что-то украинское. Про другие народы и племена, которые Нестор называет собирательным словом «русские», есть, а про украинцев ни слова. Некоторые доказательства тому весьма подробные.
Сначала Нестор пишет о расселении славянских народов, живших изначально по берегам Дуная, и называет следующие из них: ляхи, которые в свою очередь распались на полян, лутичей, мазовшан и поморян, другие назывались древлянами, потому что «сели в лесах», третьи остановились между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами, четвёртые сели на реке Полоте и прозвались полочанами. Наконец, часть славян оказалась около озера Ильмень и прозвалась «своим именем» (т.е. славянами), построили город, названный Новгородом. После чего следовала заключительная фраза «тако разидеся словеньский язык». И сообщалось, что по имени славян назвалась и грамота славянской.
Вслед за расселением Нестор пишет о политическом обособлении русских племён — полян, древлян, дреговичей, словен и полочан — и перечисляет соседние русским народности: весь на Белоозере, мерю на Ростовском озере и на озере Клещине, мурому у устья Оки. Нестор даёт также перечень неславянских племён, входивших в политический союз Руси.
К ним относятся: чюдь, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, либь. Укров нет.
Далее Нестор характеризует «соподчинённость» славянских народов: кто кому дань платил или кто кого угнетал. Временно угнетали славян болгары, покорившие себе дунайских болгар, сообщается о белых уграх, овладевших славянскою землёю, об обрах, печенегах и, наконец, о чёрных уграх, проходивших около Киева при Вещем Олеге. Смысл этого перечисления ясен: народы, угнетавшие славян, исчезли или ушли, а славяне остались и сами берут дань с других народов. Именно поэтому летописец передаёт народный рассказ об обрах, угнетавших славянское племя дулебов. Обры эти были телом велики и умом горды, они впрягали в телеги дулебских женщин и ездили на них, как на скоте, но бог их истребил без остатка так, что есть и сейчас поговорка на Руси: «погибоша, аки обре».
Упомянув ещё несколько славянских племён, не вошедших в прежние перечисления — родимичей, вятичей, угличей, тиверцов, — Нестор переходит к описанию нравов племён, населявших русскую землю. Это описание подчинено единой идее: каждая народность и каждое племя имеют свой «закон» и «нрав», переданные им от отцов их. Летописец противопоставляет в своём описании «кроткий и тихий» образ жизни полян нравам древлян, родимичей, вятичей и северян, живших «звериным образом». Приукрашивая полян, Нестор тем самым проявляет местный патриотизм киевлянина как выходца из полян.
Обзор нравов племён Нестор завершает характеристикой нравов главных врагов Руси половцев и отмечает преимущества христианских нравов Руси как более высоких. Как здесь, так и в других местах «Повести», Нестор показывает русских цивилизованным и культурным народом.
Но где же укры? Ничего о них у Нестора нет, хоть дерись, как говорил Буратино. Зря украинцы ставят себе в заслугу изобретение колеса и прочие чудеса. Зря видят в Несторе прародителя украинских письменности и языка. Ведь в самом языке Нестора невозможно услышать никаких украинских ноток, кроме русских. Читаем: «Се Повеси времяньных лет, откуда есть пошла земля русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Что тут украинского, когда всё так похоже на русский язык?
Ясно, что возникновение украинской народности относится к более поздним временам. Украинцы, если вчитаться в «Повесть», — потомки полян. Скорее всего, украинцы — именно изначальные русские, потому что нынешних русских называли тогда московитянами. Зря нам твердят, что украинцы — вовсе не русские, а совсем другой народ, ничего общего с русскими не имеющий.
Ну-ну, господа украинцы, конечно, с американцами у вас гораздо больше общего, чем с нами…
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 07 ноября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.