28 октября исполнилось 550 лет со дня рождения Эразма Роттердамского. Германец по принадлежности к империи, голландец по крови и месту рождения, скиталец по образу жизни, этот человек принадлежит к выдающимся мудрецам не только своего, но и любого времени, не только Европы, но и человечества в целом.
Эразм был лучшим латинским писателем и самым издаваемым европейским автором. Им было написано множество произведений религиозной и социальной ( гуманистической) направленности: «Формула для обыденных разговоров», «Дружеские разговоры», «Оружие христианского воина», «Воспитание христианского государя», «Диатриба, или Рассуждения о свободе воли», «О приличии детских нравов» и другие.
Но поистине мировую славу принесла ему книга «Похвала Глупости», написанная в 1509 году (запрещена в 1559 году). Сам Эразм смотрел на это произведение как на литературную безделицу, но именно ему он обязан своей литературной известностью и местом в истории, во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.
Большая часть последних, сослужив в своё время службу, давно почила в книгохранилищах под толстым слоем вековой пыли. В то время как «Похвалу Глупости» продолжают до сих пор читать в латинском подлиннике, многие поклонники автора — в переводах. Тысячи образованных людей продолжают зачитываться этой гениальной шуткой остроумнейшего из учёных и учёнейшего из остроумных.
Со времени появления печатного станка это был первый случай колоссального успеха печатного произведения. Опубликованная в первый раз в 1511 году, сатира Эразма Роттердамского за несколько месяцев была издана семь раз; всего при жизни автора её переиздавали в разных странах не менее 40 раз. В России первый печатный перевод «Похвалы» появился в 1789 году, до этого существовали лишь рукописные. Насчитывается более двухсот изданий этого сочинения (включая переводы).
Стоит ли говорить в партийной газете о книге, посвящённой глупости и написанной ещё в начале XVI века? Конечно, стоит.
Во-первых, о глупости более ничего столь поучительного, занимательного и запоминающегося не написано, значит, она может быть полезна для любого читателя вне зависимости от его политических убеждений. Судьба человека — совокупность учинённых им глупостей. Но многие ли из людей анализируют свою жизнь именно через совокупность совершённых ими глупостей? Они готовы признать допущенные ошибки, но называть их глупостями смелости не хватает. А ведь это совершенно иной, более принципиальный и эмоциональный уровень оценки.
Во-вторых, глупости допускают не только личности, но и политические партии. Мы их обычно называем недостатками, ошибками, просчётами и т.д., но только не глупостями.
Прислушайтесь к словам наших классиков. «Глупость и невежество тоже титаны», — сказал Карл Маркс. «Во время революции делаются глупости, как и во всякое другое время», — говорил Энгельс. «В революции много глупости» — ленинские слова. И он же пишет: «Коммунисты в Сибири глупостей делают бездну».
Мне не приходилось читать на уровне научного исследования труды о глупостях, совершённых нашей партией за время своей истории. Разве такие исследования не нужны? Не глупостью ли было признавать победу социализма в СССР полной и окончательной? Этот вывод разоружил КПСС перед угрозами реставрации капитализма. Конечно, признавать такой вывод ошибкой психологически комфортнее, но для пользы дела стоило бы использовать иной термин — «глупость». А глупость превратилась в трагедию.
Недавно завершились выборы губернатора Ставрополья. Об ошибках, которые допустили коммунисты в ходе этой кампании, говорится много. Но были ли допущены глупости и какие? Этого не говорит никто.
Книга Эразма Роттердамского учит людей смотреть на мир через призму совершённых глупостей. И перед нами открываются иные реалии. Глупость все проклинают. «Глупость, — говорят словари, — абстрактное понятие, подразумевающее под собой недостаток интеллекта, отсутствие здравого смысла и неспособность самостоятельно мыслить и принимать рациональные решения». Странно, ведь глупец как раз ни с кем не советуется — мыслит и действует сам. «Глупость — корень всех несчастий, а потому она и есть страшнейшее несчастье», — гласит древнеиндийская притча. «Против глупости бессильны даже боги», — Ф. Шиллер. «Есть две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не вполне уверен», — так считал Эйнштейн.
Иное дело Э. Роттердамский. Ему пришла удачная мысль — взглянуть на окружавшую его действительность, на всё человечество, на мир с точки зрения глупости. Он увидел в ней второе лицо, т.е. её положительную сторону, и, надев на себя маску глупости, начал в шуточной форме от её лица доказывать её жизненную пользу.
По форме «Похвала Глупости» представляет собой пародию на панегирик — в то время пользовавшийся большой популярностью; оригинальным является то, что панегирик произносится не от лица автора или другого оратора, а самой олицетворённой глупостью (Потому это слово Эразм пишет с большой буквы).
Господствующий тон его сатиры — юмористический, а не саркастический. Смех проникнут в основном благодушным юмором, часто тонкой иронией, почти никогда — бичующим сарказмом. В авторе чувствуется не столько негодующий моралист с нахмуренным челом и пессимистичным взглядом на окружающее, сколько жизнерадостный гуманист, смотрящий на жизнь с благодушием и в её отрицательных сторонах видящий преимущественно предлог для того, чтобы от души посмеяться и побалагурить. И потому «Похвалу…» с удовольствием, интересом и пользой для себя читают люди разных эпох, общественных устройств и национальностей.
Как Роттердамский от имени глупости доказывает её пользу? Приведу некоторые примеры, взятые из его книги.
Глупости — уроки мудрости. Глупость поучительна для каждого человека. Никто не бывает мудр от рождения или настолько мудр, чтобы учиться лишь на чужих ошибках. «Никто не оспорит тот факт, что наивысшую убедительную силу имеют лишь собственные ошибки человека».
Глупости — социальный клей. Роттердамский пишет: «Одинаковые глупости, совершённые разными людьми, способствуют их консолидации, по крайней мере, они сокращают расстояние между ними, что само по себе — благо… Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, друг — друга, товарищ — товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга мёдом глупости».
Глупость — весёлость: «…Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино». Глупцы повышают тонус умников, их самооценку. Что бы умники делали без глупцов?
Глупость — честность: «У дурачка что в сердце скрыто, то и на лбу написано, то и с языка срывается…» Глупость «избавляет людей от притворства, показывает: нет во мне никакого притворства, и я не стараюсь изобразить на лбу своём то, чего у меня нет на сердце».
Глупость — лёгкая жизнь: «Бессмертными богами клянусь, не лучше ли живётся той породе людей, которые слывут шутами, дураками, тупицами, — прекрасные на мой вкус прозвища!.. Укоров совести они не знают, призраков и прочей нежисти не страшатся; болью грядущих бедствий не терзаются, надеждой на будущие блага не обольщаются».
Глупость — долгая жизнь: «Чем более от меня удаляется человек, тем меньше ему жить… Я возвращаю к детству тех, кто стоит уже на краю могилы. Быть ребёнком и нести вздор, разве не одно и то же? Разве не больше других веселится в этом возрасте тот, кто глупее? Кому не мерзок и не кажется чудовищем мальчик с умом взрослого человека?.. Но какие люди чаще всего налагали на себя руки, пресытившись печалями жизни? Не те ли, которые ближе всего стояли к мудрости?»
Глупцов любят, умников — боятся: «…Мудрецы привыкли докладывать государям обо всём печальном, и, гордые своей учёностью, они дерзают оскорблять нежные уши язвительной правдой».
Глупость — кумулятивная сила. «Кому не известно, что дерзающий дурак порой вершит историю?»
Глупость — потребность мудрецов: «Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума для поддержания мужского достоинства; по этому случаю мужчина обратился ко мне (к Глупости. — Н.Б.) за наставлением… и я тотчас же подала ему достойный совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума… В глупости женщины — высшее блаженство мужчины». А чтобы женщины не обиделись на сказанное, Глупость напомнила, что она ведь и сама — женского рода. В сущности женщины учат мужчин мудрости.
Таковы некоторые аргументы, которыми Роттердамский защищает глупость. Неглупый человек наверняка согласится с тем, что за ними кроется значительная доля правды.
Никто не призывает творить глупости или превращаться в дурачка. Дело в ином: нужно из глупостей делать мудрые выводы. Нельзя отчаиваться своим глупым поступкам — это удел всех; нельзя оценивать других людей по совершённым ими глупостям — нужна терпимость; нельзя по жизни умножать глупости, не для них живёт человек.
Увы, глупость остаётся глупостью, как её ни защищай, т.е. носителем бед. Мёд глупости — и лекарство, и яд.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 31 октября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.