К сожалению, постперестроечное время не принесло нам ни одного литературно-художественного произведения, которое бы явило типичный узнаваемый портрет россиянина первой четверти ХХI века во всей многогранности его личности, со всеми его противоречиями, целями, стремлени ями и идеалами. Который, как Андрей Болконский, Григорий Мелехов, Павка Корчагин, Алексей Мересьев или Олег Кошевой, был бы известен всей стране, за её пределами и бесспорно признан ярким представителем своей эпохи.
Иногда кажется, что такого безвременья у нашей художественной литературы ещё не было, хотя публицистики, мемуаров и простеньких детективов — множество.
В статье Н.Ф. Бондаренко «Поэт трагической обречённости», посвящённой М.Ю. Лермонтову («Родина» № 40), есть постскриптум. В нём говорится о том, что кто-то из читателей может обвинить автора в отходе от политики и литературном уклоне в газете. Поэтому хочу напомнить: литература литературе — рознь. Вспомните, сколько писателей и поэтов при царизме отправлялись в ссылки и даже на каторгу. Потому что литература была носителем передовых политических и философских идей, не угодных самодержавию. А в условиях, когда не было ещё радио, ТВ и Интернета, как ещё мыслящий человек мог донести людям «огонь Прометея», если не через литературу?
Принято считать, что в мировой истории было три небывалых взлёта человеческой мысли и творчества: античность, эпоха Возрождения и русская литература XIX века.
Именно наша литература XIX века в непревзойдённой по мастерству художественной форме с поразительной точностью через судьбы и образы героев раскрывает все мировоззренческие позиции, философские воззрения, нравственные коллизии русских людей на фоне исторических событий того времени. Ни с кем не перепутаешь и не поставишь в общий ряд героев Толстого, Тургенева, Гоголя, Достоевского и других авторов. Насколько они индивидуальны, настолько одинаково несут смысловую нагрузку: отвечают на вопрос, каковыми были русские люди XIX века, что волновало их.
В русской литературе того периода человек обращался к Вечности, сверял свои поступки с прошедшим и будущим. Без этих книг нельзя успешно изучать историю, философию, психологию, нельзя учиться борьбе. Вспомните ленинские слова: «Чернышевский меня всего перепахал». Не случайно автор статьи «Поэт трагической обречённости» заканчивает её словами: «…Лермонтов — не столько поэзия, сколько именно политика: умей бороться, даже если ты один против целой общественной системы».
А что будут думать потомки о нас? Кто мы? Что великого сделали за 30 лет? Пока у нас сложилось лишь зыбкое подобие общества — причудливая смесь обиженных и обманутых, развращённых благами и жаждущих благ, жалких подражателей чужим нравам, откровенных хищников и русофобов, состоящих на службе у иностранных структур.
И в этом конгломерате — драгоценные самородки, люди, готовые отдать России все силы, знания, творческий потенциал и саму жизнь. Ищите же друг друга, объединяйтесь! Время борцов-одиночек осталось в XIX веке.
В.П. ЛЕНКИНА.
Новоалександровск
Это письмо в PDF-версии газеты «Родина» от 24 октября 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.