Газета «Родина». Ладонь Абхазии

На государственном флаге Республики Абхазия на бело-зелёном фоне (белое — чистота, зелёное — молодость) изображена ладонь правой руки, обращённая вовне, символизирующая, с одной стороны, открытость, гостеприимство и дружелюбие абхазского народа, а с другой, как бы предостережение для всех потенциальных недоброжелателей — не пытайтесь нас покорить, мы умеем защитить свои свободу и независимость.

Символы не всегда соответствуют действительности, но в случае с Абхазией они в полной мере отражают сущностные качества древнего абхазского народа с его богатейшей историей, в процессе которой были сформированы его лучшие качества.

Из истории Абхазии. Абхазы — древний народ, испытавший на себе влияние разных религий (ислама, христианства) и культур множества народов — египтян, греков, римлян, арабов, грузин, турок, русских.

Христианство здесь стало официальной религией уже в VI в. н. э.

В VIII веке здесь возникло независимое от Византии Абхазское царство. До XV века Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств. После распада единой Грузии Абхазия снова стала самостоятельным княжеством, которое испытывало две противоположные тяги. Одно — к Турции, другое — к России.

Вторая победила. Сын абхазского князя Келешбея Георгий в 1809 году подавил сторонников Турции и обратился к царскому правительству с просьбой о покровительстве. Просьба была удовлетворена: 17 февраля (1 марта) 1810 вышел манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. В 1864 году Абхазское княжество было упразднено, сменившись прямым российским военным управлением, был образован Сухумский военный округ. Что было ошибкой.

Благодаря русским в 1862 году был создан абхазский алфавит, но под влиянием военизации усилились и антирусские настроения, которые проявились, в частности, в росте мухаджирства — массового переселения абхазов в Османскую империю. Опустели целые районы, которые были заняты русскими, грузинскими, армянскими, греческими, эстонскими и другими колонистами.

В начальный период советской истории Абхазия переживала бурные события. До 1931 года она и Грузия входили в состав СССР как равноправные республики, после чего этот статус был утрачен, и Абхазия стала автономной республикой (Абхазская АССР) в составе Грузинской ССР.

В 1990 году Абхазская АССР была провозглашена суверенной Абхазской Советской Социалистической Республикой (современное название республики официально установлено 23 июля 1992 года). Грузия вышла из состава СССР, а Абхазия — из состава Грузии. В чём же вина абхазов, если они сделали то же самое, что и грузины в отношении Союза? Летом 1992 года усилились разногласия между Абхазией и грузинским руководством по поводу её статуса, которые привели к вооружённому конфликту 1992-1993 годов.

30 сентября 1993 года войска Грузии были вытеснены абхазскими ополченцами, включая русских добровольцев и казаков, с территории Абхазии за реку Ингур. Переговоры о мирном урегулировании велись с конца 1993 года под эгидой ООН. В Абхазию был введён миротворческий контингент СНГ, состоявший главным образом из российских военнослужащих.

В апреле 1994 года в Москве представителями Абхазии и Грузии было подписано соглашение о мирном урегулировании. После вооружённого конфликта 2008 года (между Грузией с одной стороны и Южной Осетией и Абхазией с другой) Республика Абхазия была признана Россией и другими государствами — членами ООН — Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Сирийской Арабской Республикой. Кроме того, Абхазию признали независимой другие непризнанные территории, включая ДНР и ЛНР.

Раны. Активные боевые действия на территории Абхазии завершились ещё в 1993 году, но до сих пор раны той войны зияют, будто бы они были получены вчера. Я видел их несколько лет назад и вот вновь в этом году. Почти ничего не изменилось. В Гагре есть целый квартал громадных домов-скелетов, разрушенных почти тридцать лет назад. До сих пор не удалось восстановить вокзалы — красивейшие здания, построенные в годы Советской власти. Частные ухоженные двухэтажные домики перемежаются со стоящими рядом похожими на них, но разрушенными и пустующими зданиями.

И это, пожалуй, единственное негативное впечатление от Абхазии сегодня. «Почему пустуют эти дома?» — интересовался я у местных жителей. Ответы такие: «не хватает денег на ремонт», «не успели ещё», «это дома, хозяева которых ещё не вернулись по каким-то причинам, но могут вернуться». Преимущественно это дома бежавших из республики грузинских семей. Абхазы их не занимают не только по причине возможного возвращения хозяев, но и, как высказался один из моих собеседников, «из-за брезгливости».

Лицом к России, к русскому народу. Русский гость не может не заметить в Абхазии доброго к себе отношения и трудно скрываемого негативного отношения к грузинам, виновным в войне.

Я искал, но так и не нашёл ответа на вопрос о причинах хорошего отношения абхазов к России и плохого отношения к нам грузин на нынешнем этапе истории. Можно подумать, что русские любили абхазов, а грузин почему-то ненавидели. Но ведь не было же такого! Россия дружески относилась ко всем народам, иначе бы никогда не стала столь великой державой. Думаю, что дело здесь вовсе не в отношениях русских к разным народам, а в разных качествах самих кавказских народов.

Ладонь Абхазии с особой энергией приветствует именно русских людей. Это выбор абхазов, и это чувствуется во всём. Например, в языке. Государственный язык Республики Абхазия — абхазский. Русский язык наряду с абхазским признаётся официальным языком. И государство гарантирует всем этническим группам их право на свободное использование родного языка. Вот чему бы поучиться у абхазов Украине. Но дело не столько в официальном статусе русского языка, сколько в масштабах его реального распространения и использования. Обратите внимание: абхазы говорят на русском почти без акцента и особенно — молодые люди. Почему? Мне объяснили этот феномен тем, что абхазский язык — очень сложный во всех отношениях, и человек, овладевший им, легко и почти без акцента овладевает любыми другими языками.

Русский язык в Абхазии звучит везде. Вывески, куда ни глянь, тоже написаны на русском языке. Даже названия улиц непременно дублируются на русском. Их здесь, кажется, больше, чем в Ставрополе, который более похож на английский город, чем на русский.

Здравицы в честь России здесь являются нормой. А концерты, которые мы посетили, в финале завершаются вывешиванием флагов России и Абхазии под овации. Искренность не сыграешь. На прогулочном катере, опять же, два флага — абхазский и российский. И единый день голосования здесь, как и в России, 8 сентября.

Деньги — русские рубли; и никаких грузинских лари нет. Цены разные, могут отличаться в 2-3 раза, но ниже, чем в России.

А что же Грузия и грузины? Не любят абхазы этой темы. Я разговорился с водителем экскурсионного автобуса с русским именем Лев Иванович, но с абхазской фамилией — Бартиц. Спросил: «Какие отношения у абхазов с грузинами?» Он ответил: «Никаких, они же с нами воевали, приходили нас убивать… Впрочем, кто не воевал с нами и не убежал в Грузию, а остался, с ними у нас такие же отношения, какие и были до начала 90-х годов, когда не было никакого деления по национальным признакам».

Я всё же спросил Льва Ивановича о том, когда ему лучше жилось — во времена Советской власти или сейчас? Ответ был однозначным: «Тогда было гораздо лучше — работа, достаток, безопасность и уверенность в завтрашнем дне. А что ещё нужно человеку для счастливой жизни?»

Мы сошлись во мнении, что Советская власть — власть трудящихся — никогда бы не допустила целой вереницы войн, которая прокатилась по бывшим республикам СССР и которая, видимо, ещё не завершилась.

Край, напоминающий рай. Да, такова Абхазия. Климат здесь — субтропический со всеми соответствующими характеристиками. Чёрное море у берегов поразительной чистоты, прозрачность — от шести метров до немыслимых 46! Температура воды зачастую выше температуры воздуха. По крайне мере, в начале сентября было так. Флора и фауна — богатейшие. В ботаническом саду Сухума растёт липа, которой более 350 лет! Она в грусть может вогнать, думаешь, ведь она и до меня была, и после меня будет…

Впрочем, здесь долго живут не только деревья, но и люди. В советское время Абхазия была рекордсменом по количеству долгожителей на душу населения. Здесь проживали более 90 человек, которым было уже за 120 лет. Правда, подтвердить этот возраст было трудно.

Да, что-то есть в Абхазии необъяснимое — не только климатическое, но и мистическое, притягивающее сюда людей. Это место давно облюбовали христиане. Первых христиан опрометчиво направляли сюда в ссылку, а им тут понравилось. Отсюда христианство распространялось по всей земле русской; и ныне здесь находится один из важнейших центров православия — Новоафонский монастырь.

В Абхазии любили строить дворцы, санатории и отдыхать русские богачи, российские императоры и советские правители. Посещение дач Сталина и Горбачёва, ставшие ныне государственными абхазскими дачами, носит поучительный и воспитательный во всех отношениях характер. Будь Абхазия и сегодня в составе России, думается, и В. Путин полюбил бы по-настоящему этот край.

Урок гостеприимства. На Кавказе умеют принимать гостей. Кажется, тут народы соревнуются в этом. Абхазы, скорее всего, лидируют. Мы с женой посетили экскурсию под названием «Абхазское застолье». Это было в селе Дурипш, где нас гостеприимно встретил хозяин, который познакомил со своим садом и домовладением, а потом всех пригласил за стол, за которым разместились не менее четырёхсот человек.

На столе было всё начиная с мамалыги, не было только птичьего молока, но о нём никто не жалел. Тостов «ну, поехали!» не было совсем, но каждый из них был своеобразным уроком красноречия и мудрости. И уроком сплочения. В том числе и народов самой России, потому что за одним столом встретились жители из самых разных уголков России — от Мурманска до Новосибирска, Барнаула и Благовещенска, от Архангельска до Краснодара и т. д.

Были гости из Беларуси, Крыма, ДНР. Не было украинцев, говорят, что у них не хватает денег ездить сюда. Рядом с моей женой сидела жительница г. Серова, что на севере Урала и где моя жена провела своё детство. Не чудо ли такая встреча?!

Тосты прерывались концертными номерами с песнями и кавказскими танцами. А завершилось это застолье яркой здравицей в честь народов России и Абхазии и поднятием наших флагов. Поразительно, но никаких злоупотреблений в духе пьяных свадеб замечено не было. Подлинная радость в излишествах не нуждается.

И — никаких проблем? Проблемы в Абхазии, конечно, есть. Видимо, одна из главных — нехватка людей. Нет людей, так как нет промышленности, а промышленности нет, потому что нет людей. Увы, отдыхать здесь можно, но работы здесь нет. Люди живут за счёт сдачи квартир и подсобного хозяйства. Зимой здесь уж точно не рай.

Нехватка рабочей силы очевидная. В Сухуме до войны 1992-1993 г. жили 120 тысяч человек, сейчас осталось 70 тысяч: уехали, бежали, погибли, не родились.

Республике явно не хватает также денег хотя бы на то, чтобы залечить зияющие раны войны, о чём говорилось выше.

Но главное, чего не хватает, с моей точки зрения, — России. Абхазия нуждается в России, а Россия нуждается в Абхазии. Тяга людей друг к другу есть, но политики пока проблему единения народов решают лишь частично.

И не хватает народу Абхазии коммунистов. Есть ли они здесь? Ответа я не нашёл, по крайней мере, партийных изданий на курорте Пицунда не было. Но видел и читал небольшую газету бизнес-клуба «Сухум». Тиражом она всего в 1 тысячу экземпляров. Называется «Эхо Абхазии» и выходит четыре раза в месяц. Увы, 4 сентября вышел лишь её 17-й номер. Тем не менее, даже по содержанию этой вовсе не коммунистической газеты чувствуется необходимость коммунистов для этой республики и ностальгия по ним. Например, по статье В. Шария: «Борис Накопия — о себе и последних месяцах КПСС».

Советскую власть в Абхазии утверждали дважды: 8 апреля 1918 года и 4 марта 1921 года. Находились же тогда коммунисты? Будет ли третье восстановление?

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта в PDF-версии газеты «Родина» от 26 сентября 2019 года на сайте ЦК КПРФ,  а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

9 + 19 =