Вера Игнатьевна Мухина – женщина удивительная во всех отношениях. Сегодня её имя оказалось забытым главным образом по политическим причинам: кому в буржуазном обществе нужен человек, прославляющий труд, хлеб, революцию, интернационал, рабочих и крестьян, советскую эпоху вообще?
Но коммунисты Веру Игнатьевну не должны забывать. Она родилась 1 июля 1889 года, в год Великой Октябрьской социалистической революции ей уже было почти 30 лет, которые пришлись на буржуазную эпоху.
Её родители, жившие в Латвии, были богатыми купцами. В 1937 году наследство Веры Игнатьевны составляло четыре миллиона латов. Удивительно, что с буржуазным воспитанием и происхождением она сразу же приняла Советскую власть.
Возможно, роль сыграли её участие в Первой мировой войне в качестве медицинской сестры и ленинский план монументальной пропаганды (1918 г.), в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на создание городских монументов. Так что Вера Игнатьевна оказалась в высшей мере востребованным профессионалом.
Конечно, именно Октябрь предопределил её судьбу.
Но, пожалуй, самое удивительное в жизни Мухиной – выбор профессии скульптора. Много ли мы знаем женщин-скульпторов вообще, тем более уровня Мухиной? Кажется, ни одной. Почему она стала именно скульптором? На этот вопрос ответить могла бы только сама Мухина. Видимо, сыграла роль трагедия, которая случилась с ней в 1912 году. Катаясь на санках с горки, она врезалась в дерево, и ей сучком отрезало нос. Его пришили, но лицо приобрело суровые мужские черты, не помогли и многочисленные пластические операции. Возможно, занимаясь лепкой, Вера Игнатьевна подсознательно ваяла и своё прелестное в девичестве лицо.
Удивительной также является её плодотворность в искусстве. Наиболее известные скульптуры: «Наука», «Хлеб», «Земля», «Вода», «Плодородие», «Мир», памятники П.И. Чайковскому, А.М. Горькому и т.д. Скульптура «Мир» – последнее творение, она установлена на крыше планетария в Волгограде. Не менее удивительными являются оценки труда Мухиной. Она стала лауреатом пяти Сталинских премий — 1941, 1943, 1946, 1951, 1952 гг.
Но самой её знаменитой композицией стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. По одной из версий, она изобразила себя с мужем. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
Вера Игнатьевна умерла 6 октября 1953 года. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Год её смерти совпал с годом смерти Сталина.
Есть неподтверждённая версия, что обычный гранёный стакан был изобретён именно ею в период увлечения стеклом.
Живи Вера Игнатьевна в нынешнюю эпоху, какую бы великую скульптуру она создала во славу буржуазного строя? Кажется, гранёный стакан вполне подошёл бы.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 4 июля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.