В России используется неэффективная и достаточно сложная система тарифообразования. Это влечёт возмущение населения, недостаток инвестиций в ЖКХ и рост неплатежей. Причины такого положения в следующем.
Завышенные тарифы
Федеральная Антимонопольная служба сообщила о том, что местные власти устанавливают завышенные тарифы ЖКХ. Действующее законодательство о тарифах в России состоит из нескольких десятков законов и подзаконных актов. Более того, в ЖКХ предусмотрены разные формулы, которые людям не всегда понятны. Это влечёт за собой различные размеры оплаты за ЖКХ в регионах страны. При этом тарифы в границах одного и того же региона могут различаться на воду и водоотведение, по данным экспертов, в 54–56 раз, электроэнергию – в 12 раз, тепло – в 8 раз. В некоторых образованиях настолько высокие тарифы ЖКХ, что люди не в состоянии их оплатить.
Двойные платежи за вывоз мусора
В письме (№ 5554-АТ/04 от 22.02.2017 г.) Минстрой даёт разъяснение: если услуги по сбору и вывозу мусора оказывает региональный оператор, то из суммы за содержание и ремонт жилого помещения следует вычитать сумму расходов на оказание услуг по сбору и вывозу мусора. То есть деньги на содержание и ремонт помещения за 2018 год должны быть меньшими, чем за 2019 г., при условии выделения в отдельную строку платежа за вывоз ТБО.
По сообщению депутатов, в марте 2019 г. выявлены 30 регионов с двойными платежами за вывоз мусора. Кроме того, коммунальщики могут прислать квитанцию ЖКХ с ошибкой в расчёте. Это возможно в связи с изменением порядка оплаты за мусор. Раньше оплата рассчитывалась исходя из площади помещения, сейчас – из количества проживающих. Кроме того, такой порядок пресекает необоснованно большое количество прописанных в квартире граждан.
Для сокращения расходов по данной статье ЖКХ может воспользоваться положительным примером. Жильцы многоквартирного дома в Ростовской области доказали, что норматив на услугу ТБО не соответствует реальному объёму накопления отходов по их дому. Они купили видеокамеру и начали осуществлять видеонаблюдение. Покупка и установка видеокамеры над контейнерной площадкой стоили 8000 руб. А объём экономии жильцам — почти 100000 руб. за три месяца. Конечно, для этого необходимо будет спорить с региональным оператором, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей, где сказано, что нельзя брать плату за услугу, которая не была оказана. То есть услуга по вывозу мусора не осуществлялась.
Дополнительные платежи
Управляющая компания может списать свои долги на плательщиков коммунальных услуг или принудительно создать новые платежи, например, видеонаблюдение и охрана. В этом случае граждане вправе обратиться с жалобой в Госжилинспекцию. Управляющей компании выпишут штраф, если подтвердятся нарушения.
Состояние оборудования
Когда в доме установлено устаревшее или требующее ремонта оборудование, жильцы значительно переплачивают исходя из следующего.
Если теплоснабжение оказывается без учёта погодных условий, жильцы квартир получают тепла в большем объёме, чем это необходимо. Так, на улице плюсовая температура, но управляющая компания не снижает температуру обогрева в квартирах. Жильцы вынуждены закрывать батареи и открывать форточки.
Влияет на оплату и тип котельной: газовая, паровая, угольная, на мазуте. Это нарушает права потребителей, так как люди платят за вынужденное отопление. Как известно, тепло является одним из самых дорогих ресурсов. Можно добиться снижения тарифов за счёт обновления инфраструктуры ЖКХ: для экономии установить специальное оборудование, например, «система (узел) погодного регулирования», подругому «погодник», в подвале дома, который в зависимости от температуры воздуха на улице регулирует подачу в дом тепла. На улице потеплело – подача тепла снижается. Произошло похолодание – увеличивается. Система позволяет экономить до 35% (и более) Гкал, следовательно, снизит размер оплаты за услугу.
Добиваться установки нового оборудования можно от управляющей компании, руководствуясь тем, что в январе 2017 года в России началась программа капремонта домов в рамках реализации постановления Правительства РФ №18. Из средств госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ — на её реализацию предусматривается финансовая поддержка по двум направлениям: компенсация трат жителей на повышение энергоэффективности дома; компенсация затрат на привлечённый кредит для проведения капремонта.
Оплата по нормативам
Некоторые жильцы осуществляют оплату тепла и воды исходя из норматива потребления коммунальной услуги. То есть не установлены счётчики на тепло, горячую и холодную воду. Это влечёт переплату в несколько раз. Например, летом многие едут на дачу, и расход воды не осуществляется. Или жильцы уехали отдыхать зимой в отпуск и для экономии убавили теплоснабжение до минимума. Но без счётчиков оплата будет осуществляться по нормативу – и экономии не получится.
Если вы выявили нарушение, напишите жалобу в управляющую компанию, жилищную инспекцию или при необходимости в прокуратуру. Если вам откажут в удовлетворении требований, обращайтесь в суд с иском о защите прав потребителей.
А. АЛЕКСАНДРОВА.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 июня 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.