По инициативе историко-патриотической комиссии Совета ветеранов и при помощи управления образования Железноводска ежегодно в школах города проводятся конкурсы сочинений учащихся, посвящённые Великой Отечественной войне. В этом году была предложена тема «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
В конкурсе принимали участие учащиеся 4-8 классов. Жюри в составе ветеранов и работников управления образования отметили возросший интерес детей к истории своей семьи, города, края. На суд было представлено 34 сочинения.
Они оценивались по соответствию теме конкурса, высказываниям авторами личного отношения к войнам, к памяти погибших. Было выделено девять лучших сочинений. Их авторы награждены грамотами от главы города и ценными подарками.
В своём сочинении ученица 7-а класса школы №4 имени Героя Советского Союза А.М. Клинового Ирина Салтановская, занявшая первое место среди старших классов, написала о своих родственниках.
Бабушка Дарья Арсентьевна Кудрявцева прятала раненых красноармейцев от фашистских оккупантов. Она работала в колхозе. Во время войны с другими женщинами пахала землю, вручную сеяла пшеницу, кукурузу, картофель. А собранный урожай затем отправляли на фронт.
Её сыновья воевали. Сын Пётр Лаврентьевич 1923 года рождения работал трактористом и имел бронь, но пошёл на фронт добровольцем. Воевал в Сталинграде. Город бомбили беспрерывно, осколки хлестали, как град, всё вокруг было в чёрном дыму. Вода в Волге у берегов была красного цвета от крови. Сотни убитых солдат лежали на поверхности воды. Наши бойцы в Сталинграде стояли насмерть. Цена этой битвы неимоверно высока – более миллиона жизней.
Ушёл на фронт и прадед Пётр, он был командиром пулемётного расчёта. В конце августа 1942 года уничтожил несколько десятков немецких солдат, получил ранение в голову и контузию. Был взят в плен. Пётр Лаврентьевич попал в лагерь в городе Золочев (Польша).
Бежал, трижды догоняли с собаками, потом лагерь в Мюнхене (Германия), в марте 1945 года был переведён в лагерь смерти Дахау. 5 мая 1945 года военнопленных освободили американские войска, предложили жить в Америке, но Пётр отказался. После плена он весил 38 кг, еле передвигался. Пройдя проверки, служил в армии до 1947 года.
Ирина описывает прабабушку, которая медсестрой вместе с госпиталем прошла всю Польшу и дошла до Берлина. В доме хранится «Книга Памяти» с именами наших земляков, которые в годы великих испытаний сложили свои головы. В создании Книги принимали участие очевидцы событий, родственники, близкие павших за Родину.
Жители Железноводска сражались под Москвой, у стен Сталинграда, на Кавказе, под Ленинградом, в Одессе, Севастополе, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии.
В списки погибших занесён Василий Захарович Воропай, отец моей бабушки, пишет Ирина. Погиб 22 апреля 1944 года, похоронен в Иваново-Франковской области. Заканчивает сочинение Ирина словами: «Мне бы очень хотелось, чтобы все поколения помнили, чтили, уважали людей старшего возраста, не забывали, что на обелисках, мемориалах выбиты имена тех, кто кровью своей, жизнью своей заплатил за наши светлое будущее и счастливое детство. И мы должны хорошо учиться, работать, делать Россию ещё лучше, богаче и красивее».
Ученик 4-в класса Южно-Российского лицея казачества и народов Кавказа имени А.Ф. Дьякова Артём Осадчий, чьё сочинение тоже заняло первое место в своей возрастной группе, описывает семью по воспоминаниям бабушки Нины Ивановны Музыкантовой.
«У нас большая семья, самая старшая – прабабушка, ей недавно исполнилось 90 лет. Она прожила очень трудную и тяжёлую жизнь». В сочинении упомянуты многие родственники: воевавшие на фронте, ковавшие Победу в тылу. В семейном архиве есть много фотографий военного времени. Заканчивает сочинение Артём словами: «Я очень горжусь своими родными и хочу, чтобы войны никогда не было».
Таня Шайкина, 4-г класс, пишет: «От каждого человека зависит то, в каком мире мы живём и будем жить в будущем. Мы должны хранить то, за что сложили головы наши деды и прадеды – жизнь без войны».
Ученица школы №1 7-в класса Мария Алексеева описывает жизнь своих прабабушек, которые по характеру и внешне были очень разными, но жизнь в военные годы поставила их в одни условия. Из здания госпиталя они не выходили неделями, а дома оставались малые дети.
Месяцы оккупации были самыми страшными: комендантский час, расстрелы местных жителей, исчезновение евреев, очереди за питьевой водой и страх. Чтобы не умереть с голоду, приходилось работать на оккупантов, убирать кукурузу, картофель. Собрали в степи по пояс в снегу кукурузу, 15 пудов – захватчикам, только шестнадцатый – себе. Отдали 15 вёдер картофеля, шестнадцатое – себе. Тяжело накопать эти вёдра, когда нет ни заступа, ни лопаты, а на дворе промозглая осень, гололёд. В ход шли палки, а чаще всего собственные руки.
Госпитали были развёрнуты сразу после освобождения. Многие здания взорвали фашисты, помещений для раненых не хватало, койки стояли в коридорах, кабинетах врачей, столовой. Кроме основной работы разбирали завалы, ухаживали за ранеными. Это был настоящий трудовой фронт. А ещё сдача донорской крови, заготовка дров и многое другое.
Высказывая своё отношение к труду в годы Великой Отечественной войны, девочка пишет: вклад её бабушек очень весомый, как и вклад каждого, кто отдавал свои силы фронту, работал у станков, впрягался в соху, отказывал себе во всём, чтобы приблизить самую долгожданную, одну на всех – нашу Победу.
Ученица 7-б класса Вилина Ольховская описала и мою жизнь – старожила города, а во время войны наравне со всеми сверстниками помогавшей в работе госпиталей.
Вместе с такими же подростками, как я, убирали в палатах, кормили раненых, помогали им ходить на перевязки, процедуры, писали письма, читали газеты, стирали кровавые и гнойные бинты. Потом их гладили утюгами, скатывали в валики и относили в госпиталь. Наравне со взрослыми дети заготавливали дрова для дома, школы, госпиталей.
После войны я стала педагогом, получила звание Отличник народного просвещения, работала учителем, завучем, директором школы. Преподавала химию. Многие ученики избрали профессию, связанную с моим предметом, меня это радует. Уйдя на пенсию, посчитала своим долгом создать городской краеведческий музей. Вилина пишет в сочинении: «Учителя и учащиеся с большим удовольствием ходят в краеведческий музей, где Лидия Семёновна проводит уроки».
Такие слова не могут не придавать сил. Благодаря поддержке моих земляков в 60-е годы ХХ века я приложила все усилия, чтобы начать поисковое движение по выявлению имён железноводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Итог трудов – Книга Памяти. А потом я написала воспоминания «Мы помним…», «Помним, гордимся, живём».
Из металла льют медали, которые хранятся у ветеранов в коробочках, их надевают по большим праздникам. А мне другой медали не надо, кроме благодарности за то, что мы, ныне живущие, знаем и чтим наших земляков.
Ученица 4-б класса начальной школы Анастасия Примостко описывает жизнь во время войны и вклад в историю города ещё одной труженицы тыла – железноводчанки Галины Николаевны Касьяновой, которая рыла окопы и противотанковые рвы, работала в сельском хозяйстве.
Военная закалка помогла ей выстоять, она стала преподавателем, создала драматический кружок. За 55 лет творческого труда многие её воспитанники стали знаменитыми актёрами, режиссёрами. Педагогом от бога называют её выпускники прошлых лет. Анастасия пишет: «Мы, поколение ХХI века, безмерно благодарны ветеранам Великой Отечественной, детям войны за их отвагу, героизм, самоотверженный труд, проявленный на фронте и тылу. Мы гордимся трудовыми подвигами наших жителей, чей след важен не только в летописи города, но и в истории края и страны»
Таня Шалайкина, 4-й класс лицея казачества, рассказывает о судьбе своих дедушек и бабушек, воевавших на фронтах и работавших в тылу: «Дети войны – люди особого склада, много пережившие и много испытавшие: лишения, голод, тяжёлый труд. Мы должны хранить то, за что гибли наши деды и прадеды – жизнь без войны! Я хочу, чтобы всегда было солнечное мирное голубое небо над головой». Катя Босенко, ученица 4-го класса начальной школы, рассказывает со слов прадеда Евгения Ильича Артамонова: «Это случилось в 1942 году в станице Морозовской Ростовской области. Там жила обычная семья: отец, мать и пятеро детей. Старшие воевали, в селе остались мать с детьми Владимиром и Анной. Когда вошли немцы и стали проверять документы, Володя показал свой. «Артамонов Владимир Ильич», – прочитал переводчик. Наступила тишина. «У него имя Ленина!» – воскликнул немец, и раздалась автоматная очередь. Володю убили на глазах у матери, ему было всего 15 лет».
Ученица 5-го класса школы №1 Агния Шайкова пишет: «Мне 11 лет, и, наверное, мы – последнее поколение, которое может лично общаться с теми, кто на своих плечах вынес все тяготы войны и послевоенного времени, проливал кровь на фронте и трудился в тылу. Кто потом восстанавливал разрушенную страну и создавал мощное государство. Наш народ сильный духом! Это помогло одержать нам победу над фашизмом! Мы – поколение, не знающее войны, должны ценить и бесконечно гордиться людьми, которые подарили нам жизнь!».
Ученица 4-го класса школы №2 Александра Пьянова: «В этом году девятый раз в нашей стране пройдёт Бессмертный полк. Люди выходят на улицы городов, неся портреты своих родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне и сражались за Родину, возлагают цветы к Вечному Огню. Весь мир, видя единство и сплочённость российского народа, понимает, что никакие испытания войны не сломили и не могут сломить стойкость тех, кто так долго хранит в памяти имена своих героев».
В сочинениях, присланных на конкурс, много сюжетов из военного времени. Их авторы высказывают своё отрицательное отношение к войнам и хотят сделать всё возможное, чтобы был мир. Они знают историю Великой Отечественной войны, понимают её, хотят сохранить эту память для своих детей.
Городской Совет ветеранов выражает благодарность всем школьникам, принявшим участие в конкурсе, родственникам, помогавшим поднять архивы и ещё раз вспомнить пережитое, руководителям школ и учителям, управлению образования города. Память о ветеранах войны будет всегда напоминать нам о том, как важно беречь мир.
По поручению
историко-патриотической комиссии
городского Совета ветеранов
Л.С. МАРЧЕНКО.
Железноводск.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 20 июня 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.