Гении – великое счастье в жизни человечества. Утверждается, что уникальность даётся одному на 1000 человек, развивается у одного из миллиона, а настоящим гением становится один на 10 миллионов.
Как правило, гении не имеют никакого отношения к системе образования. Прискорбно, но факт. Система образования, скорее, способна загубить гения, как это могло произойти с А.С. Пушкиным, если бы учитель математики выставил ему двойку по предмету. Но он сказал примерно следующее: «Сиди, Сашка, и пиши свои стихи».
Гений – загадка, ответ на которую не знают и они сами. И потому их нужно ценить, беречь и помнить, так как они принадлежат всему человечеству.
«Гениальные люди – метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век», – писал Наполеон. Тем печальнее отметить тот факт, что ныне и гении не в почёте.
В мае исполнилось 500 лет со дня смерти великого итальянского учёного Леонардо да Винчи. Это событие осталось незамеченным. Но если назвать величайших людей человечества (без учёта русских), то хватит пальцев одной руки – Аристотель, Леонардо да Винчи и Карл Маркс.
Кого же славить, если не их? Знаю, что и среди читателей «Родины» найдутся критики, которые скажут, что писать о Леонардо в политической газете вряд ли уместно. Но что мы знаем о жизни этого человека?
Он был незаконно рождённым сыном нотариуса. Его жизнь была полна трудностей, скитаний и гонений, по сути, пролетарской. И, конечно, знаем, что да Винчи был знаменитым художником, автором таких бессмертных полотен, как «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Битва при Ангиари», «Джоконда» и других.
Леонардо писал мало и медленно. Он относился к любой картине как к научному творчеству, это выделяло его из плеяды других выдающихся художников эпохи Возрождения. Художественная память да Винчи, видимо, не отличалась исключительностью. Так, создавая образ Иуды в «Тайной вечере», Леонардо обнаружил что-то не то – уж очень знакомое лицо. Закончив работу, спросил натурщика: «Мы встречались ранее?». Последовал ответ: «Удивительно, мастер, ведь вы несколько лет назад писали с меня образ Христа».
Но если поспорить, что было главным в личности Леонардо – учёный или художник, – я бы проголосовал за Леонардо-учёного и Леонардо-мыслителя, последнее вообще недооценивается в его наследии.
Леонардо как учёный
После него осталось семь тысяч страниц записных книжек и рукописей, изученных исследователями на 30%. Оказывается, нет ныне мыслителей его уровня, знающих не менее шести языков, к тому же, он произвольно переходил то на один язык, то на другой, писал обеими руками, а прочесть его текст можно, лишь глядя в зеркало.
Леонардо был знаменитым живописцем, скульптором, архитектором, замечательным инженером, математиком и анатомом. Намного опередив свой век, он создал чертежи «птицелёта», парашюта, подводной лодки, автоматического ткацкого станка, вертолёта. Учёные нашли его проекты каналов, металлургических печей и прокатных станов, печатных и землеройных машин.
Однако низкий уровень техники того времени помешал Леонардо осуществить свои новаторские замыслы. Но для создания цивилизации своими изобретениями он сделал гораздо больше, чем своими картинами, хотя сравнивать материальное и духовное в наследии всегда рискованно.
Леонардо как мыслитель
В 2015 году в Москве в ООО «Издательство «Э» вышла книга под названием «Леонардо да Винчи. Жизнеописание. Мысли и афоризмы». Книга эта, как принято говорить, на любителя. Из неё следует, что Леонардо всю жизнь трудился и учился. Его высказывания о труде не являются плодом досужего ума, а выстраданы опытом собственной жизни.
Он писал: «Счастье достаётся тому, кто трудится», «Слава – в руках труда», «Природа так обо всём позаботилась, что всюду ты находишь, чему учиться», «Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собой», «Лучше быть лишённым уважения, чем устать приносить пользу» и т.д. Иные его афоризмы и сегодня просятся на плакат.
Но был ещё и моралистом. Презирал богатство, бессмысленную погоню за деньгами, роскошь. «Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают, – писал он. – Кто желает разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года» и т.д.
Имея возможность много зарабатывать, он никогда не попадал в зависимость от богатых. Писал: «Лучше умереть, чем маяться в неволе». Будучи человеком великим, прославленным и честным, Леонардо нередко подвергался необоснованным и гнусным нападкам.
Его однажды обвинили в изнасиловании мальчика, который ему позировал. Винчи записал в своём дневнике: «Я рисовал божество в виде мальчика, а оно заперло меня в тюрьму». Гению грозил костёр.
Он не оставил никаких свидетельств о своей интимной жизни. Его дневники – дневники ума, но не сердца. Он воспитывал мальчика по имени Джакомо и по кличке Салаино (дьяволёнок) – вора и обманщика, изображённого на полотне «Иоанн Креститель».
Но как человек моральных устоев Леонардо питал отвращение ко всякого рода распутствам, к совокуплению, считал, что это не может быть прекрасным. Был уверен, что подобные удовольствия ведут к мучениям и раскаянию.
Да, он был прекрасным анатомом, любовался красотой человеческого тела и одновременно презирал его в качестве смысла и цели человеческой жизни. Писал нелицеприятные слова: «Царь животных (человек и его тело), но лучше сказать царь скотов, так как ты сам наибольший из них (скот), мешок для пропускания пищи, производитель дерьма».
Вряд ли человек, сказавший подобное, мог быть распутником.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, а дьяволёнок был убит через пять лет в драке.
P.S. Есть и другая точка зрения о гениальности: это просто разблокированность сознания. И в каждом из нас дремлет гений, с каждым днём всё крепче. Вырваться из этого состояния можно путём постановки перед собой сверхцели. Правда, она не находит большого числа сторонников.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 30 мая 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.