Кто из людей старшего поколения не знает об этом фильме? В нём повествуется о молодом человеке, ушедшем добровольцем на фронт накануне дня рождения своей любимой девушки, только и успевшем оставить ей трогательную записку с поздравлениями и словами о том, что он не может веселиться, когда идёт война и по родной земле шагает смерть.
Высокая нравственная нота человеческого неравнодушия и патриотизма, прозвучавшая в советском фильме, была по достоинству оценена и в Европе. На Каннском кинофестивале в 1957 году картина была удостоена высшей награды – Пальмовой ветви.
В наше меркантильное время, когда олигархат с помощью навязываемых так называемых рыночных отношений пытается вытравить в людях их человеческую сущность – совесть, честь и достоинство, – такие фильмы обретают особую значимость. Но многие ли из нынешних молодых людей смотрели «Летят журавли» или хотя бы слышали о нём? Ведь сейчас даже в школах пропагандируются «герои» совсем иного плана. Далеко ходить не надо – взять хотя бы школу №4 Ставрополя, названную в «честь» писателя-коллаборациониста И.Д. Сургучёва.
С кого же предлагается школьникам брать пример? Этот писатель в военное лихолетье преспокойно, не волнуясь за своих соотечественников, поднявшихся на кровопролитную битву с фашизмом, писал в своём «Парижском дневнике» о том, что на свете есть «три сладчайших ремесла – газета, театр и коллекционирование». Этим ремёслам он в оккупированном Париже с упоением и предавался с позволения фашистских властей, коим демонстрировал свою полную лояльность, называя оккупированные фашистами города «освобождёнными», а гитлеровцев освободителями.
И вот теперь под лозунгом «Сургучёв… Помним, любим, гордимся» такой человек отдельными чиновниками от образования в глазах детей превозносится как пример патриотизма и нравственности.
А как же быть с миллионами парней, которые в отличие от Сургучёва ушли добровольцами на фронт, чтобы ценой своей жизни остановить смерть? Помнят ли в школе имени И.Д. Сургучёва о них, знают что-нибудь о фильме «Летят журавли»? Вряд ли. Потому что гордиться предателями можно, только напрочь позабыв о героях.
Откуда у чиновников такая любовь к предателям-эмигрантам? Да всё оттуда: из рыночной экономики. Ведь прославлять «героев», живших в Париже, выгоднее, чем заниматься серьёзной поисково-исследовательской работой истории Великой Отечественной войны. «Отыскивание героев» среди эмигрантов – это и заграничные командировки, и финансирование от разбогатевших потомков заграничных «героев», кое-что получивших в наследство от «коллекций» времён Второй мировой, и даже от западных спецслужб, которые заинтересованно в условиях нынешней информационной войны относятся к такого рода мероприятиям как на Украине, так и в России.
Вряд ли в школе имени коллаборациониста кто-нибудь расскажет ученикам, чем жило послевоенное поколение советского барда Владимира Высоцкого. Вот строки из его песни «Баллада о борьбе»:
А в кипящих котлах прежних боен и смут Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.
На телевизионном ток-шоу «Время покажет» показали график роста числа сочувствующих запрещённой организации ИГ, неуклонно ползущий вверх, особенно за последний год. И это, по словам ведущего, говорит о том, что пока пропагандисты ИГ работают более эффективно, чем контридеологические органы, призванные им противостоять.
Почему? Да хотя бы потому, что предложения исполнять гимн в российских школах не проходят в Госдуме, а, например, предложение назвать одну из ставропольских школ именем предателя Сургучёва депутатами Ставропольской городской Думы было поддержано.
Длительная кампания прославления Сургучёва в СМИ, как и положено в таких случаях, сопровождается пропагандистскими выпадами в адрес Советской власти с обвинениями в «сталинизме» и прочих «преступлениях» не хуже, чем это делают на ТВ такие эксперты, как Гозман, Надеждин и их соратники.
«Памятнику быть!» – твердят ставропольские инициаторы увековечивания имени Сургучёва. Им не терпится сфотографироваться на его фоне, как это делают львовские националисты у памятников своим коллаборантам.
А то, что они при этом могут оказаться в окружении людей в нацистской форме, как это произошло на Украине, и даже на фоне чёрных знамён игиловцев, их не волнует?
Если вам доведётся побывать в краевой библиотеке, поинтересуйтесь следующим изданием: «ЖИВОПИСЕЦ ДУШИ». Русский писатель и драматург И.Д. Сургучёв. Биобиблиографический указатель, 2-е издание исправленное и дополненное. Ставрополь 2011».
Он открытым текстом указывает на два десятка номеров профашистских газет «Парижский вестник» и «Новое дело», где рядом со статьями Сургучёва можно увидеть вперемешку с портретами Гитлера и статьи СС-совцев, и НТС-совцев, и РОА-власовцев, возможно, и украинских УПА-ОУН-«освободителей», и другой антисоветской сволочи, рьяно помогавшей фашистам вместе с Сургучёвым «освобождать от большевиков» Россию. Вот такие «ценные» указания школьникам и студентам, такая контридеология, очень далёкая от того, о чём пело поколение Высоцкого:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Максим ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 23 мая 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.