Сто лет назад тринадцать железнодорожников-коммунистов и двое беспартийных депо Москва-Сортировочная организовали субботник и бесплатно отремонтировали три паровоза Ов-7024, Чн-358 и V-504, которые срочно требовались для отправки на фронт.
Произошло, казалось бы, совершенно заурядное рядовое событие. Мало ли что нужно было срочно делать для нужд фронта. Возможно, его бы и не заметил никто, если бы не В.И. Ленин. Этот субботник он назвал великим почином и опубликовал статью, которая имеет следующее полное название: «ВЕЛИКИЙ ПОЧИН (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников». Том. 39). В советское время её знал, пожалуй, каждый школьник.
Однако сегодня многим коммунистам основные её положения остаются неизвестными. А ведь в этой работе В.И. Ленин даёт ответы на очень важные вопросы научной теории. В их числе: определение диктатуры пролетариата (с. 13), определение классов (с. 15), обоснование руководящей роли пролетариата в революции и в социалистическом строительстве (с.16), обоснование необходимости повышения производительности труда как решающего условия для победы нового строя (с. 21), определение коммунизма (с. 22) и др.
Но в год 100-летия первого коммунистического субботника особенно важно выяснить, что знаменательного увидел Ленин в событии, которое вполне могло остаться незамеченным.
Труд безначальный. Никто не приказывал рабочим ремонтировать паровозы. Никто не стоял над ними в качестве начальника или надзирателя. Выходит, возможен и такой труд – новый, когда граждане организуются сами.
Труд сознательный и добровольный. Во все века люди трудились вследствие нужды или принуждения. Субботник же продемонстрировал удивительную способность человека к добровольному труду. Чудо оказалось возможным!
Труд коллективный. Вряд ли функции участников субботника были строго распределены и каждый делал лишь что-то своё. Они работали не в две руки, а, как Будда, во множество рук, заражаясь друг от друга энергией и оптимизмом. Современные фермеры, которые ранее трудились в колхозах, хорошо понимают, о чём речь. При индивидуальной работе никак не развить той энергии, которая может проявиться в коллективной.
Труд бесплатный. Неслыханное дело – работать без вознаграждения и даже без расчёта на него. Даже раб получал за свой труд еду. В буржуазном обществе никто не станет работать бесплатно. Однажды Ф.И. Шаляпин сказал: «Даром только птички поют». Ошибался он. Даром могут трудиться люди при определённых условиях, которые продемонстрировали рабочие на первом субботнике и последовавших многих других.
Труд не для себя. Конечно, рабочие ничего не имели, отремонтировав паровозы. Мещанин скажет, что работать на дядю – нет дураков. Но в социалистическом обществе люди могут трудиться и за того парня, которого нет рядом, но которому так необходимы плоды работы других людей. Труд вне нормы и сверх меры. Это был высокопроизводительный героический труд. Рабочие не устанавливали себе какой-то нормы, никто им её не определял. И мера траты сил, конечно, никем не рассчитывалась. Работали, как в кинофильме «Коммунист», где герой, которого играл артист Урбанский, валил лес.
Именно в таком труде с выше перечисленными качествами В.И. Ленин рассмотрел начало коммунизма. В железнодорожниках он увидел людей из будущего и сами черты будущего общественного строя. Владимир Ильич писал: «Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжёлый труд забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т.е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей, объединённых сначала в одно социалистическое государство, потом в Союз Советских Республик» (с. 22).
Субботник был не просто почином, но именно великим почином, потому как явился микромоделью труда и отношений людей в коммунистическом обществе, которое ещё предстояло построить.
Полагаю, мысль о том, что субботник – есть коммунизм, появилась в сознании Владимира Ильича как находка, озарение, научное открытие. Новым поколениям ещё предстоит её материализовать.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 18 апреля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.