Падение интереса к чтению – грустная реальность современного российского общества, ведь не читающий не имеет преимуществ перед не умеющим читать.
Всё начинается с детства – семьи и школы. В это трудно поверить, но дети требуют изъять из школьной программы произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других классиков литературы.
Конечно, не дети должны диктовать взрослым свои образовательные интересы. Иначе придётся отказаться от уроков литературы вообще. Однако прислушиваться к ним нужно. Почему они ополчились на классиков литературы? Потому что не понимают её современного значения, думают, что литература классиков – о дне вчерашнем.
А ведь литературная дверь из прошлого открывается в день сегодняшний. Яркий пример – творчество И.А. Гончарова. Его роман «Обломов» школьники тоже недолюбливают или начинают подражать Илье Ильичу, который вёл праздную созерцательную жизнь. В.И. Ленин очень ценил этот роман, считал, что он должен быть настольным для каждого чиновника. И грозился принимать зачёт по знанию этого произведения.
Но есть книга И.А. Гончарова, которая ещё более злободневна для современной России – роман «Обыкновенная история». В нём повествуется о 40-х годах России XIX века, когда происходили мучительные процессы формирования человека буржуазного типа.
В советское время школьники не изучали это произведение. Тогда мы строили коммунизм, а теперь строим капитализм. История повторяется: происходит утверждение буржуазных отношений, формируется тип дельца-предпринимателя.
Гончаров в «Обыкновенной истории» – социолог и художник. В романе представлен Иван Петрович Адуев (Адуевстарший) – удачливый предприниматель, заводчик, проживающий в Петербурге. Ему противопоставлен Александр (Адуев-младший) – племянник из далёкой провинции.
Сюжет романа построен на отношениях Ивана Петровича и Александра. Племянник — восторженный до сумасбродства, дядя – ледяной до ожесточения. Александр приезжает в Петербург, чтобы реализовать свои юношеские мечты: литературные способности, подружиться, влюбиться, жениться и т.д. Его мировоззрение и мораль – глубоко патриархальные. Он бросается на шею дяде, целует его руку, так же ведёт себя и по отношению к другим людям – деревня деревней!
Дяде неприятно от такой искренности, он совершенно новый для России тип – Иван Петрович уже буржуа. И.А. Гончаров демонстрирует влюблённость в этот персонаж, считает, что именно такому человеку принадлежит будущее. Капиталист – прежде всего деловой и расчётливый, везде высматривает денежную выгоду. Расчёт нужен во всём: в деле, дружбе, знакомствах, в любви, женитьбе… Жениться нужно не по расчёту, а из расчёта.
Иное дело – племянник Александр. Он никак не может принять философию жизни и мораль дяди. Все его поучения глубоко травмируют душу молодого человека. Но самое трагичное для Александра заключается в том, что все циничные советы дяди подтверждаются жизнью. Племянник привозит с собой прядь волос любимой девушки как «вещественный знак невещественных отношений», а дядя цинично выбрасывает её в окно, дескать, всё равно ты забудешь о ней. И забыл же!
Александр влюбляется в Наденьку из Петербурга. Дядя смеётся над его чувствами и говорит, что она ему непременно изменит… или он ей. И сбывается!
Племянник был шокирован холодностью бывшего друга, к которому он бросился на шею, а дядя не видит ничего необычного, потому что дружить нужно из расчёта. Александр говорит о любви, а дядя твердит, что любви нет, а если и есть, то всё равно быстро проходит и превращается в привычку или в безразличие, равнодушие. Племянник страстно пишет какую-то повесть, желая прославиться. Дядя после её прочтения отдаёт исписанные листы слуге, чтобы он ими оклеил свою комнату.
Наконец Александр, изучая жизнь города, с ужасом видит, что не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды: всё уже позади; туман рассеялся; перед ним расстилалась, как степь, голая действительность. «Боже! – думал он. – Какое необозримое пространство! Какой скучный безрадостный вид! Прошлое погибло, будущее уничтожено, счастья нет, всё химера… а живи!» Он приходит к выводу: все люди – как персонажи из басен Крылова. «Ну, а ты сам что за зверь? – спрашивает дядя. – Ты любишь свою мать?» И выясняется, что племянник давно не писал писем своей матери. «Я – чудовище!» – ужасается Александр. «Успокойся, – говорит Иван Петрович, – таких чудовищ много».
Возненавидев буржуазное общество, племянник начинает ненавидеть и себя. Он вернулся в провинцию. Долгое время находился в удручённом состоянии, травмируя мать, которая не знала, что ещё можно предпринять, чтобы угодить сыну и вырвать его из состояния хандры. Наконец Александр успокаивается и начинает наслаждаться течением спокойной беспроблемной и сытой жизни. Но это длилось недолго. Его охватывает нестерпимое желание вернуться в Петербург. Приходит на ум, что все его сверстники, живущие там, сделали карьеру, многого добились в жизни, а что же он прозябает в захолустье? Уезжает снова в город и на этот раз реализует уже другие мечты. Следуя советам дяди, преуспевает во всём.
Однажды Александр приезжает в гости к дяде и начинает хвалиться успехами. Рассказывая о каждом из них, почти цитирует слова Ивана Петровича, услышанные в молодости. Дядя, состарившись, вдруг решил бросить карьеру из-за болезни жены и вообще стал каким-то другим – похожим на племянника в юности. Иван Петрович и Александр поменялись взглядами.
Племянник хвастается, что женится на богатой женщине, имеющей большое приданое. «Да любишь ли ты её?» – спрашивают дядя и его жена. Александр отвечает: Какая разница? Всё равно это закончится привычкой. Иван Петрович был почти в отчаянии – запрещает племяннику цитировать свои слова, но, узнав о громадном состоянии родственника, снова становится самим собой – капиталистом. «И карьера, и фортуна», – говорил дядя, любуясь племянником… «Александр! – гордо и торжественно прибавил он. – Ты – моя кровь, ты – Адуев. Так и быть, обними меня!»
Роман завершается тем, что племянник просит у дяди 10-15 тысяч, так как 300 тысяч рублей и 500 душ приданого ему мало, у него же будут издержки на свадьбу.
Гончаров в конце романа выступает уже не как социолог, а как художник. Возможно, даже против своего желания он начинает явно симпатизировать племяннику в молодости и дяде в старости, т.е. ставить на первое место не деньги, а подлинно человеческую мораль, без которой нет человека.
Окончательных выводов И.А. Гончаров не делает. Их должен сделать сам читатель: за племянника или за дядю?
Увы, Россия вступила в эпоху адуевых. Я бы порекомендовал эту книгу прочесть всем, кто этого ещё не сделал. И особенно – молодёжи.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 11 апреля 2019 года на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.