В Ростове-на-Дону 18-19 января прошли торжественные мероприятия, посвящённые 365-летию воссоединения Украины с Россией — Международный творческий фестиваль единения братских народов «Чтоб вовек мы все едино были!».
Как подчеркнул в своём обращении по этому поводу лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов: «Воля, выраженная на Переяславской раде в 1654 году, стала выдающейся вехой нашей истории. Жизнь подтвердила: у украинского и русского народов общая судьба. Она скреплена великими подвигами и победами, испытаниями и свершениями, озарениями и открытиями».
Ставропольскую делегацию на мероприятиях в столице Дона возглавил первый секретарь краевого комитета КПРФ, член ЦК КПРФ, заместитель председателя Думы края Виктор Иванович Гончаров. В неё также вошли: депутат регионального парламента, член КРК КПРФ, секретарь крайкома КПРФ Виктор Иванович Лозовой, молодые коммунисты Нина Сильченко, Ирина Айрапетян, Иван Самохвалов, Александр Поляков, и Алёна Коваленко.
Организатор мероприятия, в котором приняли участие не только российские коммунисты, но и представители Новороссии, – ростовский облком КПРФ составил насыщенную программу, центром которой стал большой праздничный концерт в помещении Ростовского Государственного Музыкального театра в субботу. В нём приняли участие мастера искусств и профессиональные коллективы, представляющих Южный, Северо-Кавказский и Центральный федеральные округа, а также Донецкую Народную Республику. . А накануне в помещении Заксобрания области прошла научно-практическая конференция «Переяславская Рада: её историческое значение и перспективы возрождения союзного государства». По итогам конференции Ростовский обком КПРФ готовится выпустить сборник материалов, подготовленных её участниками.
Обращаясь с приветственным словом к участникам фестиваля лидер ставропольских коммунистов подчеркнул, что стремление подстроить историю под сиюминутную надобность стала обыденностью для государств, ставших независимыми после распада СССР.
— Заметно желание перестроившихся историков пофантазировать на актуальные темы, что-то подзабыть и подретушировать, преподнести эпохальные события в нужном ключе, спекулируя на националистических настроениях, — посетовал В.И. Гончаров. — Но время всё расставляет на свои места и требует беспристрастного взгляда на многие узловые события отечественной истории, в частности на процесс присоединения левобережной Украины к России во всём разнообразии его проявлений. Особую значимость объективный подход к оценке этого исторического события приобретает в связи с современными событиями в этом регионе.
Виктор Иванович напомнил, что в 1648 году на малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под предводительством гетмана Запорожского войска Богдана Хмельницкого, направленное против многочисленных притеснений, которые чинили польские паны малороссийскому населению, и прежде всего, против притеснений православной веры. Вскоре восстание превратилось в настоящую народную войну, однако вести войну с регулярной польской армией было тяжело, и к 1653 году восставшие теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо попросить о помощи братскую православную Россию.
— Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство, — отметил В.И. Гончаров. Выбор в пользу Москвы был связан с двумя основными факторами. Первый: Московское государство, по сути, оставалось единственной независимой православной страной, на которую могли опереться казаки и Хмельницкий обращался к российскому царю уже как к своему православному государю; и второй: Хмельницкий прекрасно понимал, что силы его войска не бесконечны, и что поляки продолжат войну.
8 июня 1648 года гетман Богдан Хмельницкий от имени всего запорожского казачества написал письмо русскому царю Алексею Михайловичу Романову, где просил его стать их государем.
Россия согласилась далеко не сразу, для того чтобы земли Войска Запорожского вошли в её состав, потребовались ещё две челобитные и пять лет переговоров.
Россия в тот период не могла позволить себе открытой войны против Польши, но посильную помощь восставшим негласно оказывала. Она поставляла казакам хлеб, соль, а также оружие и порох.
В 1653 году, после очередной челобитной в адрес русского царя, Москва решилась всё-таки откликнуться на просьбу Хмельницкого.
За пять лет многое изменилось. Москва и так всегда считала земли, которые предлагал Хмельницкий, незаконно у неё отторгнутыми. А тут российские власти как раз разобрались со своими внутренними проблемами. Сам Алексей Михайлович чувствовал себя более уверенно. Его личные политические амбиции во многом были связаны с религией. И Россия пожелала выступить в роли защитника всех православных христиан, — подчеркнул В.И. Гончаров. — Москве трудно было решиться на этот шаг – ведь он означал войну с Речью Посполитой. Тем не менее, в конце концов, 1 октября 1653 года в Москве состоялся Земский собор, который решил разорвать «вечный мир» с Польшей и «приговорил», «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…»
— Предки нынешний украинцев были неглупыми людьми, — отметил Виктор Иванович, — они понимали, какой решительный шаг был совершен Русью к объединению славян. И именно поэтому на Переяславской Раде единодушно заключили: «Бьём челом великому государю Российскому с просьбой принять нас под свою высокую руку». Повернется ли язык назвать это выбором? Нет, это не выбор, это наша общая судьба! Одна вера, единая земля, единый народ. «Мы рода русского и веры православной», – говаривал Богдан Хмельницкий. Эти слова навсегда останутся с нами.
Спустя более,чем 300 лет крупнейший историк ХХ века русский историк Лев Николаевич Гумилёв, о событиях того времени написал: «…первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза».
Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским народом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский народ приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.
— С начала девяностых годов прошлого века в украинском политикуме, средствах массовой информации, системе среднего и высшего образования возобладал взгляд на Переяславскую Раду, как на ошибочный шаг, приведший украинский народ к утрате своей государственной и национальной независимости, — отметил лидер ставропольских коммунистов. — Этих политиков очень мало волнует вопрос о том, что же произошло в далеком 1654-м году между Украиной и Московией? Им важно найти мотивацию неопределенности важнейшего факта воссоединения двух братских народов, чем затушевывается сама историческая однозначность самого события, а в ход идут всякие конъюнктурные домыслы, предположения, версии, вводящие в заблуждение общество.
Пожалуй, лучший ответ сторонникам этой точки зрения дал в свое время известный отечественный учёный, доктор исторических наук, академик Национальной академии наук Украины Пётр Толочко: «Такое отношение к Переяславской Раде не только исторически некорректно, но и по-человечески безнравственно. И прежде всего по отношению к нашим предкам, к великому государственному деятелю Украины гетману Богдану Хмельницкому. Это был исторический выбор украинского народа, его политической и духовной элиты».
«Выбор Богдана Хмельницкого был выбором украинского народа, — уверен академик. – В течение более чем полувека он связывал надежды на избавление от порабощения польской шляхтой и турецко-татарских опустошительных вторжений в Украину только с Москвой, с единоверным православным народом России. Богдан Хмельницкий выполнил волю своего народа, и в этом его историческая миссия. Не сделай он этого, трудно сказать, появилось бы хоть когда-нибудь на политической карте Европы украинское государство и имели бы мы возможность сегодня обсуждать эту тему».
Кстати, украинским политиканам следует напомнить, что территория, «воссоединившаяся» с Россией в XVII веке согласно Переяславской раде и Андрусовскому договору, была в пять раз меньше той, что ещё недавно была Республикой Украиной, а бесспорная принадлежность Крыма России не вызывала сомнений ни у Петлюры, ни у тогдашней Центральной Рады, ни лично у Грушевского, столь почитаемых ныне украинскими националистами.
— Обратите внимание, — акцентировал В.И. Гончаров, — насколько перекликаются события 365-летней давности с событиями сегодняшнего дня: в Донецке и Луганске пятый год идет уничтожение русскоязычного населения, современная Россия принимает беженцев, отправляет гуманитарные конвои, скорбит по убитым, но(!) в отличие от русского царя и Земского собрания не принимает никаких решительных действий!
Для нас с вами, дорогие друзья в этом вопросе нет неопределенности, а официальную позицию КПРФ выразил Геннадий Андреевич Зюганов: «То, что бандеровцы, нацисты и Порошенко творят на Украине, не имеет аналогов в истории. Мы будем и дальше этому активно противостоять. Мы призываем признать Донецкую и Луганскую народные республики». Кроме того, лидер нашей партии отметил, что «наиболее преступным деянием прошлого года был раскол православия».
В завершение В.И.Гончаров сказал:
— Время раздельного существования показало, что без России Украина обречена на прозябание, на экономическую и культурную деградацию. Избежать их можно только одним способом – воссоединением с братским русским народом. Сегодня Украине вновь, как 365 лет назад, нужна «новая» Переяславская Рада. – эти заключительные слова Виктора Ивановича зал приветствовал продолжительными аплодисментами.
Празднование 365-летия Переяславской Рады стало важным шагом на пути восстановления исторических уз, налаживания культурно-научного сотрудничества между приграничными территориями России и Новороссии.
Пресс-служба фракции КПРФ
в Думе Ставропольского края