Коммунист с горячим сердцем Данко

Удивительная женщина, коммунист, бывший работник Благодарненского райкома партии, отличник просвещения РСФСР И СССР, заслуженный учитель школ Российской Федерации, кавалер ордена Дружбы народов Тамара Ивановна Лёликова (Кузнецова) вложила частицу своего щедрого сердца в тысячи человеческих судеб за 53 года педагогического труда и партийной работы. Это и коллеги, и бывшие ученики, и их родители, и товарищи по партии, и все те, кто встретился ей на долгом жизненном пути.

А путь этот был нелёгким. Она — яркий представитель поколения детей войны, всего в жизни добившихся своим трудом. Её малая родина — поселок Штурм Красногвардейского района нашего края. Оставшись в годы военного лихолетья полной сиротой, она училась в Ставропольском педагогическом институте и растила младшего брата. В 1959 году пришла работать учителем литературы в среднюю школу №3 посёлка Ставропольского Благодарненского района.

То время было необычным. После страшных потрясение войны и невероятного напряжения всех физических и душевных сил, после фашистской оккупации и невосполнимых потерь родных, близких, друзей и фронтовых товарищей люди в посёлке жили одной дружной семьёй, во всем поддерживая друг друга. Окрыленные Победой, они с радостью обустраивали свой посёлок, тянулись к культуре, откликались на любую добрую инициативу. Рядом с отцами-фронтовиками подросло послевоенное поколение молодёжи, стремящейся к знаниям и творчеству, готовой к трудовым и ратным подвигам, к спортивным победам.

Тамара Ивановна, как родной человек, влилась в семью жителей посёлка, разделила с ними и труд, и заботы, и успехи, и радости. Работала учителем, завучем, директором школы. Была членом парткома совхоза, редактором и диктором местного радиовещания. Создала в школе комсомольскую организацию, помогла так развернуть её работу, что молодёжная организация стала авторитетным органом самоуправления для детей и юношества.

По инициативе Тамары Ивановны проводились школьные вечера, комсомольские диспуты, школьные спартакиады, трудовые десанты. Дружно и весело ухаживали за старым парком, высаживали новые аллеи, помогали совхозу вывозить органику на поля. А в своей ученической бригаде не просто трудились на полях, но учились управлять и хозяйствовать. Действовал совет бригады, под руководством агрономов и учителей-биологов работали опытнические звенья. Мы выступали с концертами перед населением малых посёлков — отделений совхоза, ставили спектакли по произведениям классиков. Спорт был популярен и любим.

За всем этим стояла неустанная забота Тамары Ивановны, её многочисленные инициативы, направленные на сближение школьного коллектива с реальной жизнью рабочего посёлка. Она вводила новые традиции, такие, как ежегодный праздник «За честь школы», где ребята перед своими родителями, перед всем взрослым населением посёлка отчитывались о своей учёбе, трудовых делах, о своём творчестве, демонстрировали успехи на стадионе и на сцене местного Дома культуры.

А каким она была учителем, знают не только выпускники из посёлка Ставропольского, но и бывшие её ученики из средних школ №1 и №6 города Благодарного. Тамара Ивановна учила не просто русскому языку и литературе, а знакомила с достижениями мировой и отечественной культуры, прививала культуру чувств и законы нравственности. За каждым новым словом стоял яркий образ, раскрывающий нам всю завораживающую красоту родного языка. А при изучении творчества писателей и поэтов, знакомя нас с их произведениями, она раскрывала портрет эпохи, в которую жил и творил художник слова, рассказывала о людях и нравах того времени.

Учитель словесности ярко переплетался в её педагогическом творчестве с историком — это была её вторая профессия. И теперь мы уже не представляем себе, как бы мы воспринимали творчество Александра Островского без представлений о жизни и нравах купеческой России, творчество Горького — без знаний о положении пролетариата на закате царизма. А с каким высоким чувством гордости за победу революции мы читали на её уроках стихи и поэмы Маяковского, творчество которого она очень любила! Ясность понимания эпохи и своего места в ней, стойкость мировоззрения — вот что вынесли мы из её уроков.

А теперь, перечитывая её письма, с новой болью осознаю ту трагедию, которую должна была пережить эта прекрасная женщина в связи с перестроечным надругательством над всеми нашими идеалами, нашим образом мыслей. «Я прочитала Ваши размышления об особенностях российского менталитета и пришла к выводу, что его, как такового, уже нет. Остались одни больно режущие душу осколки, — писала Тамара Ивановна в 2012 году. — Французы, например, так и поют «Марсельезу», как два века назад. Так и празднуют День взятия Бастилии. А мы с приходом каждой новой власти перекраиваем под неё свою историю, переписываем гимн. Слагаемые менталитета каждой новой власти — «выбросить», «перестроить». Из школьной программы, например, исключены произведения «Как закалялась сталь» Островского, «Мать» Горького, «Молодая гвардия» Фадеева. Я могу часами говорить о достоинствах этих книг. Они, прежде всего, о любви к Родине, к матери, о единении отцов и детей. Но большинство школьников их уже не прочтут. Как жаль мне это поколение! Всё душевное, тем более философское, проходит мимо них. Воспринимают всё как информацию, не переживают, а просто фиксируют».

О нынешнем школьном курсе истории Тамара Ивановна с горечью писала: «В каждом учебнике — совсем другие взгляды на одни и те же события. На изучение темы Великой Отечественной войны отведено всего два часа вместо прежних одиннадцати. О блокаде Ленинграда сказано всего одной строкой».

И еще — о нравственности: «Избавляться от своих матерей, отправлять их в дома престарелых, как принято на Западе, — это ведь разрушение семьи как ячейки общества. Мы уже «доподражались» Западу: у нас сирот сейчас в три раза больше, чем было после войны. Какое может быть единство в народе, когда его в семье нет!»

Семью свою Тамара Ивановна любила и всю душу вкладывала в сохранение семейного благополучия. 46 счастливых лет она прожила с мужем Петром Власовичем, учителем той же школы, где трудилась сама. Гордилась дочерью Еленой, ныне завучем этой школы, и внуком Даниилом — офицером Российской армии. Любила сына Андрея и внучку Лизоньку. Они — её продолжение на этой земле. Осталась о ней светлая память в сердцах тысяч людей, которых свела с нею благосклонная судьба.

Валентина ПЕТРОВА.

Новоалександровск.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 10 января 2019 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

14 + одиннадцать =