Не изменяй себе, великая Россия!

К 215-летию Ф.И. Тютчева

Кому из нас не согревают душу, не возвращают в счастливый, неповторимый мир детства стихотворные строки:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Или вот эти:

Зима недаром злится,

Прошла её  пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

С них начинается наше знакомство с классической русской поэзией, которая сопровождает нас потом до конца дней. А написал эти стихи вовсе не профессиональный литератор. Фёдор Иванович Тютчев, блестяще закончив словесный факультет Московского университета, поступил на службу в Министерство иностранных дел и всю свою жизнь работал в русских посольствах в Мюнхене, в Турине, 22 года провел вдали от родины. Гениальный лирик, поэт романтического склада, душой он остался русским человеком, до последней травинки любившим родную природу. Мы несём по жизни в своих сердцах его незабываемые строки:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

…Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

…Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит…

… Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство…

А написанный на его стихотворение «Весенние воды» романс всегда в репертуаре исполнителей. Все его стихи о природе многоцветны и многозвучны, несут аромат свежести, чистоты. И не понять, читая их, — то ли мы наслаждаемся красотой русского языка, то ли ярким разнообразием родной природы в её постоянном движении. Сам поэт говорит об этом так:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихи Тютчева о любви к женщине по красоте и искренности сравнимы разве что с пушкинскими. Но есть в них еще холодноватая осторожность, бережное отношение к столь высокому, необъяснимому чувству. Любимый всеми романс на стихотворение поэта «Я встретил вас» вот уже полтора века наполняет наши сердца никогда не убывающей радостной силой жизни. А вот стихотворение «Последняя любовь» никого не оставляющее безучастным:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Уже в наши дни эти стихи были положены на музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Метель» по повести Пушкина. В фильме музыкальный фрагмент «Романс» звучит без слов, но как знать, может быть, великий композитор современности написал эту трогательную мелодию под впечатлением стихотворения Тютчева.

И все же главным в творчестве поэта было философское осмысление крупных исторических событий, социальных потрясений и многочисленных войн, современником которых он был. Поэзия Тютчева — поэзия глубокой и бесстрашной мысли. На гибель Пушкина своими произведениями ответили многие литераторы. Но стихотворение Тютчева «29-е января 1837» заканчивается такими словами, которые каждый из нас носит в душе всегда:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!..

Царское самодержавие, под гнётом которого гибнут лучшие умы и гаснут лучшие таланты, Тютчев ненавидит всей душой и осуждает во многих своих стихотворениях. На смерть Николая I он пишет:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, —

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

Ещё в годы правления этого императора, проигравшего по своей бездарности Крымскую войну 1853-1856 гг. и потерявшего Севастополь, Тютчев так характеризует российское общество и его власть:

Куда сомнителен мне твой,

Святая Русь, прогресс житейский!

Была крестьянской ты избой —

Теперь ты сделалась лакейской.

Певец русской природы, её завораживающей красоты, когда пишет о положении народа в России, говорит совсем иное:

Эта скудная природа —

Эти бедные селенья,

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

В том же стихотворении он выражает предчувствие будущих перемен в судьбе России, говорит о том, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной».

Со свойственным ему скептицизмом он не верит в возможность совершить добрые перемены насильственным путём и не поддерживает декабристов. В стихотворении «14 декабря 1825» Тютчев пишет о декабристах:

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Тютчев глубоко переживает жестокое подавление царизмом польского восстания. Но, назвав однажды восстание декабристов «вероломством», он и в данной ситуации остаётся непреклонным сторонником укрепления российской государственности: «Да купим сей ценой кровавой / России целость и покой!» Он с чувством патриотической гордости воспринимает успехи русского оружия, вернувшие России Севастополь. Стихотворение «Чёрное море» пророчески предвосхищает «Крымскую весну» 2014 года. Обращая свое слово к «свободной стихии», воспетой Пушкиным, поэт пишет:

Пятнадцать лет тебя держало

Насилье в западном плену;

Ты не сдавалась и роптала,

Но час пробил — насилье пало:

Оно пошло как ключ ко дну.

С чувством сыновней гордости за славные дела предков написано стихотворение «Олегов щит», заканчивающееся словами:

Глухая полночь! Все молчит!

Вдруг… из-за туч луна блеснула —

И над воротами Стамбула

Олегов озарила щит.

Борьба славянских народов на Балканах за освобождение от турецкого ига в те годы с воодушевлением была воспринята всем русским обществом. Благодаря помощи России эта борьба закончилась победой. При активном участии российской дипломатии свою государственность обрели сначала Болгария, потом Румыния. Сочувствуя братским славянским народам, Тютчев пишет:

…Не одно погибло племя

Иль в чужбину отошло.

Иноверец, иноземец

Нас раздвинул, разломил:

Тех обезъязычил немец,

Этих — турок осрамил.

Приверженец панславизма, Тютчев в идеале представлял себе объединение всех славянских народов под эгидой Москвы. Ему виделась «вся славянская земля» «от Невы до Черногорья, от Карпатов за Урал». Его тревожила и возмущала экспансия Запада на славянские народы. Немецкая доктрина «Славян надо прижать к стенке» была поставлена поэтом в подлинном звучании, на немецком языке, в заголовок одного из его стихотворений.

Вот только отрывок:

Они кричат, они грозятся:

«Вот к стенке мы славян прижмём!»

Ну, как бы им не оборваться

В задорном натиске своём!..

Да, стенка есть — стена большая —

И вас не трудно к ней прижать…

Это ли не предчувствие событий Второй мировой войны, главным стержнем которой был объявленный фашистской Германией «поход на Восток»? И известного всем финала этого «похода». Поэт-философ Тютчев раньше других почувствовал опасность агрессивного навязывания лживой западной демократии славянским народам:

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась:

Для них — закон и равноправность,

Для нас — насилье и обман.

Вот этого никак не могут понять сторонники западного образа жизни и прозападных реформ в нынешней России. Ведь еще полтора века тому назад поэт, проживший 22 года в Европе, недвусмысленно сказал:

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Как заклинание, как крик души звучат строки:

Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам…

Тютчев страстно желал для России достойного будущего, в своих стихах он вопрошал судьбу: «Ты долго ль будешь за туманом/ Скрываться, Русская звезда?». Поэт-философ предвидел грядущие перемены и верил в них. «Я не без грусти расстался с гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины»,- писал он жене, возвращаясь из заграничной поездки. Как политическое завещание, как выстрел сквозь века звучит его стихотворение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Это ось координат, стержень, вокруг которого витают наши мысли вот уже 150 лет. И отделить себя от него мы не можем, потому что это — код к пониманию исторических судеб России. Этот гениальный алгоритм Тютчева вечен, потому что точен. Не имей наш народ твёрдой веры и убеждённости в правоте своей родины, разве мог бы он вынести всё то, что выпало на его долю в ХIХ и ХХ веках, и совершить невиданные в истории подвиги? Вспомните: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Однако надо немало познать, пережить и передумать, чтобы понять: поэт вовсе не имел в виду, что можно жить сложа руки, надеясь лишь на «особенную стать» России. Жить, творить в ней, идти на смертный бой, руководствуясь лишь здравым смыслом, без веры в неё невозможно — вот что он хотел сказать нам, своим потомкам. Уж очень нелегка судьба России, и велика её миссия в этом мире.

Вера ЛЕНКИНА,

член Союза журналистов РФ.

Новоалександровск.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 декабря 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пять + 11 =