В отделении РУСО. Куда исчезли великие люди?

Наше Отечество всегда славилось выдающимися талантами, начиная с таких самородков, как М.В. Ломоносов, и заканчивая представителями лучшего в мире советского образования. Перечисление даже самых ярких их имён в рамках небольшой газетной заметки — дело нереальное. И всё же, есть ли сегодня великие люди в России?

Именно этот вопрос особенно жарко обсуждался на заседании Ставропольского отделения Русских учёных социалистической ориентации (РУСО) 6 декабря 2018 года. Увы, он не был надуманным. Какую область ни возьми, мы не можем назвать великих имён. Возможно, они просто неизвестны. Но почему? Ведь в стране действует множество различных средств СМИ, почему же они не прославляют великих людей?

Скорее всего, по той простой причине, что их просто нет. А если кто и остался, как Ж.И. Алферов, единственный ныне живущий в России лауреат Нобелевской премии, так он же сын советской эпохи. Он — коммунист, чего никогда не стеснялся и не скрывал. Но где имена новых русских учёных, которые известны всему миру или хотя бы всем гражданам России? Где великие писатели, поэты, музыканты, художники, архитекторы, песенники, политики, экономисты, военные, врачи, артисты, певцы, спортсмены, шахматисты, педагоги, психологи, математики, физики, историки, философы и т. д.?

Однако сказать, что их нет или что их крайне мало, это всякий сумеет. Гораздо важнее ответить на вопрос: почему же наше общество перестало выделять из своей среды великих людей? Именно этот вопрос и дискутировался членами РУСО. Были названы две бесспорные причины этого явления.

Во-первых, великие люди порождаются прежде всего великой эпохой. Даже эпоха правления Николая I была великой, ибо это была эпоха перехода от векового крепостного права к совершенно новым свободам и условиям жизни людей. Никакие драконовские меры Николая Палкина не смогли воспрепятствовать возникновению золотого века в развитии русской культуры. Её новый всплеск пришёлся на суровые годы сталинского времени, ибо советская эпоха была совершенно новым явлением в мировом общественном развитии. Миллионы людей были охвачены пафосом строительства советского общества, без богачей, без частной собственности, эксплуатации, конкуренции и т. д.

Но что великого можно найти в период возрождения в России буржуазной эпохи, которая давно принадлежит истории? Ничего, значит, и великих людей можно не искать.

Во-вторых, культура современного общества, как и любого другого, прежде всего отражает культуру правящего класса. Ныне у власти находится буржуазный класс: что нового, возвышенного и великого он может принести людям, кроме идеалов мещанства, наживы, эгоизма, чревоугодия, потребительства и т. д.? Ничего. Повторим: какова культура правящего класса, такова и культура общества.

Скажут, что и в других странах у власти находится та же буржуазия! Верно, но и там происходит тот же упадок культуры. Характерна в этом отношении периодизация истории по Н.А. Бердяеву: дикость, варварство, культура, цивилизация, религиозное преобразование общества.

Очень показательно, что этап культуры человечество уже пережило. Власть буржуазии — это цивилизация. В её основе, по словам того же Бердяева, лежит похоть. Культуры от цивилизации ждать не приходится.

Спасибо хотя бы путешественнику Фёдору Конюхову, который известен всему миру.

Наш корр.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 13 декабря 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

6 + одиннадцать =