Невозможно без внутренних судорог смотреть передачу «Голос» на Первом канале. Хорошая идея — раскрыть таланты провинциальных исполнителей, помочь им выйти на широкую эстрадную дорогу и дать путёвку в творческую жизнь — превратилась в пошлое американизированное шоу.
Если ты не поёшь на английском, то ты не певец, хоть порви свое горло русскими народными, советскими или классическими произведениями.
Помнится, Леонид Агутин, восседая в одном из кресел «Голоса», изрёк, что русский язык недостаточно певуч, а вот на английском петь — самое то. И выбирал именно таких исполнителей в свою команду.
Ну, выбрал. Показал несколько неплохих концертов с их участием. И что дальше? Где армия этих талантов, которые по пятницам не первый год держат у экранов миллионы зрителей? Где эти мальчики-девочки, юноши-девушки, зрелые дамы и господа? Растворились в чёсах по стране? Остались за бортом, выжатые до капли и далее не способные приносить прибыль продюсерам?
Сдаётся мне, что именно так. Зато на российской эстраде из года в год одни и те же лица, стареющие и побывавшие под ножом пластического хирурга, но не слишком обременённые талантом.
Однако тянет, тянет нечистый на сцену голосистую молодежь. А её родственники и друзья, как обезьяны, подпрыгивают от счастья или огорчения за стеклом «аквариума», не понимая, насколько они смешны и жалки.
И как бы Дмитрий Нагиев ни «держал лицо» и как бы мастерски ни взлетали над клавишами неистовые руки аса Сергея Жилина, «Голос» все громче заявляет о предательстве нашей страны. Потому что требовать от российских певцов исполнения на главном канале России песен на языке стран, объявляющих нам санкции, мечтающих о нашем фиаско во всех сферах деятельности, откровенно вредящих нам, есть демонстрация презрения к русскому языку, к советской культуре, ибо только в ней остались полезные для души тексты и врачующие мелодии.
Можно ли представить, чтобы в Америке или Англии на сценах главных телеканалов для исполнителей главным негласным условием участия в престижном конкурсе было исполнение исключительно песен на русском языке? И эти англоговорящие артисты радостно поддерживали бы это негласное условие, подражая на сцене Магомаеву, Кобзону, Зыкиной или Талькову, Высоцкому, Цою?! Ни за что! Потому что в Европе есть политика в сфере культуры. Политика, защищающая интересы этих государств, их язык и культуру. А у нас?! У нас будто и нет в природе министерства культуры, депутатов, сенаторов, членов правительства. Зато у нас, судя по всему, взят курс на западные ценности. В Америке и Англии нет курса на Россию (разве что захватнический), а у нас есть курс на Запад, вплоть до отказа петь на русском языке в своей стране. Дожили.
Песня — серьезный идеологический инструмент. Какие песни поет страна, в такую сторону она и шагает. И на фронт бить фашистов с Красной площади солдаты уходили в 1941- м под «Прощание славянки», и блокаду в Ленинграде переживали мужественно под Седьмую симфонию Шостаковича, и любили под «Эти глаза напротив» Ободзинского. А уж взять комсомольские песни…
В Георгиевске на праздновании 100-летия комсомола, казалось, запел весь город. На пленуме совета ветеранов, в сквере у Вечного огня, на сцене городского Дома культуры, в кафе и ресторанах. «Не расстанусь с комсомолом», «Это наша с тобой биография»… Всех не перечесть. Это песни, которые поражают сердце и остаются в нём навсегда. Кажется, что, зазвучи они сейчас — на радио, по телевидению, в городах и селах, — и проснётся российский народ, начнёт возрождать убитые заводы и фабрики, поднимать экономику, воспитывать детей в идеологии возрождения России.
А что сейчас поют на «Голосе»? Сущий бред. Попробуйте хором на празднике исполнить эти скороговорки или завывания! Их и выучить-то невозможно, потому что это бессмысленный набор слов. А последнее время и откровенно вредный.
Те, кто хоть что-то слышал о «творчестве» группы «Ленинград», меня поймёт. Но не поймёт, что в таком случае делает в кресле наставника «Голоса» некто Шнур.
Он с потрясающе умным видом вслушивается в издаваемые со сцены звуки и, услышав нечто неординарное, резко шлёпает по красной кнопке и разворачивает кресло. И я всякий раз вздрагиваю: вот попадут к нему и будут подвывать:
«Дружок принес в кармане грамм,
А я готовлюсь к выборам,
Не буду нюхать не х#ра,
Чтоб не сорвались выборА».
Или так:
«Водил меня Серёга
на выставку Ван Гога.
Там было тёлок много;
и нервы, как канат.
Но я не недотрога,
дала понять с порога:
На выставке Ван Гога я —
главный экспонат!»
И это, заметьте, я выбрала цитаты самые щадящие. Откровенный мат в песнях пошлой группы, которая вызывающе дерзко взяла себе имя города-героя, — норма.
Кто это позволил? И вы скажете после этого, господа власть имущие, что России не нужна идеология?
Еще как нужна. Если у людей начисто отсутствует внутренняя культура, если нет самоцензуры, то надо вводить цензуру нравственную, которая должна стать де-факто идеологией государства.
Почему власть так боится этого слова — «идеология»? Потому что идеология предполагает принятие чётких правил, по которым должно жить общество, чтобы не стать зоопарком. Это чёткое разграничение понятий: хорошо и плохо, добро и зло. Но капитализму, в котором мы существуем, наплевать на мораль, на историю, на родной язык. На всё, кроме прибыли. Поэтому и шляются по улицам Москвы и Питера гей-парады, полиция ушибается в поисках нюхателей клея и глотателей синтетической «дури», вырубаются леса, российские земли заселяются инородными гражданами, на языке которых сегодня со сцены главного канала России поёт её будущее -ненадёжное и невежественное.
— А вас что, в натуре, эти песни наизусть учить заставляли? — спросил шокированный отрок, побывав на концерте в честь 100-летия комсомола, когда зал час пел вместе с артистами советские песни, и от них, от осознания того, какую страну мы потеряли, ком стоял в горле, и наворачивались слёзы.
— Мы эти песни не учили. Мы их ЗНАЛИ. Мы пели о том, что созидали, и созидали то, о чём мечтали в песнях, — ответила я. И искренне пожалела этого юношу, которому нечего будет спеть и не подо что будет сплясать.
Не под скандальный же ролик Киркорова и Баскова:
«Ибица — и биться сердце стало чаще,
Она поймала свое счастье;
Под ритмы Ибицы кружилась и влюбилась!
Ибица! Она поймала свое счастье.
Под ритмы Ибицы кружилась и влюбилась».
Большего удара под дых российской культуре и эстраде придумать трудно. Пошлость и грязь запредельная. И от кого? От «королей» эстрады. От Народных артистов! Чего уж ждать от прочих…
Обмельчала наша сцена. Нет ни певцов достойных, ни произведений осмысленных и пробуждающих в душах лучшее. Так что, сегодняшний «Голос» с англопоющими российскими молодыми людьми (понимают ли они, о чём и зачем поют?) и наставниками типа Шнура и Басты (кошмар какой!) — это зеркало нашей нынешней культуры. Точнее, катастрофического бескультурья, нанизанных на шампур так называемых западных, чуждых России ценностей.
Елена САРКИСОВА,
член Международного союза писателей,
драматургов и журналистов.
Георгиевск
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 22 ноября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.