«Учиться, учиться и учиться!» – эти ленинские напутственные слова, обращенные к Коммунистическому Союзу молодежи, у многих на слуху и сейчас. Нынешняя молодежь воспринимает их как получение вожделенного диплома, с помощью которого есть шанс устроиться, вне зависимости от специальности, на какое-нибудь тепленькое местечко и раствориться в офисном планктоне.
Совсем по-другому воспринимались эти слова комсомольцами СССР. Для них «учиться» означало с полной отдачей трудиться на благо страны, быть активным строителем коммунизма.
Если тебе комсомолец имя – имя крепи делами своими!
В СССР рабочая молодежь массово получала от ЦК ВЛКСМ комсомольские путёвки и направлялась вместе с организованными в вузах студенческими стройотрядами поднимать целину, строить важные для страны дороги, нефтепромыслы, заводы и целые города.
Наиболее значимые народнохозяйственные объекты получали статус всесоюзных ударных комсомольских строек. Находились они, как правило, в труднодоступных и малообжитых районах.
Перечень комсомольских строек утверждался Бюро ЦК ВЛКСМ на основе предложений партийных, профсоюзных и комсомольских органов, министерств и ведомств и по согласованию с Госпланом СССР и ВЦСПС.
Первой комсомольской стройкой стало строительство Волховской ГЭС. В 1920-1930 годы комсомольскими стройками были объявлены «Сельмашстрой» (Ростов-на-Дону), «Тракторострой» (Сталинград), «Уралмашстрой», строительство Урало-Кузнецкого металлургического комбината, Комсомольска-наАмуре, первой очереди Московского метрополитена.
И, конечно, славной страницей в истории Ленинского комсомола стало строительство Байкало-Амурской магистрали, проходящей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей мира – северный дублёр Транссибирской железнодорожной магистрали.
Основной ход трассы БАМа – Тайшет – Братск – Лена – Северобайкальск – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Длина основного пути Тайшет – Советская Гавань составляет 4287 км. Это почти половина другой грандиозной стройки 19 века – Транссиба (9288,2 км), но, конечно же, тогда в северных широтах маршрута строительство дорог было немыслимым делом.
Как, впрочем, безнадёжно бы было и сегодня, если не был бы построен БАМ, затевать строительство газопровода «Сила Сибири» и космодрома «Восточный».
Студенческий стройотряд из Иркутска
Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности и пересекает 11 крупных рек. На дороге пробито десять протяженных тоннелей. Всего на ней построено 2230 больших и малых мостов.
Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков.
На участке Тында – Верхнезейск
30 мая 1985 года принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, в котором отмечалось: «Учитывая большой вклад Ленинского комсомола в сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – всесоюзной ударной комсомольской стройки, Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют: присвоить имя Ленинского комсомола Байкало-Амурской железной дороге Министерства путей сообщения и впредь именовать эту дорогу « Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола».
Но, как оказалось, недолго суждено было новой дороге носить это гордое имя.
«Дорога в никуда»
Так оценила колоссальный народный труд новая буржуазная власть, пришедшая в Кремль на волне яростной массированной антисоветской пропаганды СМИ в августе 1991 года.
Другого, конечно, и нельзя было ожидать от узколобых «гарвардских мальчиков» – радетелей «рыночной экономики» ельцинской волны.
Вот что сказал об этом объекте геополитического масштаба вознесенный либеральными СМИ на боготворимый ими олимп «рыночной экономики» главный либерал-реформатор Егор Гайдар в начале 2000-х: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали – характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический – красивые места, Сибирь. Подкреплённый всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный. Дороги строить – это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления».
К счастью, понадобилось не так много времени, чтобы мнение о значимости грандиозного объекта у власти изменилось. Президент РФ Владимир Путин в 2014 году, в день 40-летия принятия решения о строительстве магистрали, отметил, что она является очень нужным для страны проектом, который будет развиваться и дальше. «БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народно-хозяйственное. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали. Безусловно, они совершили трудовой подвиг, это без всякого сомнения. К сожалению, в 90-х годах возникли трудности известные, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но это всё с началом двухтысячных годов, в середине двухтысячных годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает», – сказал он.
Такое признание лишний раз подтверждает мудрость и прозорливость советского правительства и эффективность плановой социалистической экономики.
Но хватит ли ресурсов у нынешней власти для строительства важных объектов страны? Вот как, например, описывал известный американский историк Говард Зинн в своей книге «Народная история США» строительство дороги в капиталистических США: «Первая трансконтинентальная железная дорога (Нью-Йорк – Сан-Франциско) была построена потом и кровью, в условиях политиканства и воровства. Казалось бы, мизерная заработная плата рабочим должна обеспечить низкую стоимость всего строительства в целом. Все так бы и было, если бы не предприимчивые аферисты, которые придумывали уникальные и даже гениальные финансовые махинации. Воровали все: директора компаний, инженеры и даже бригадиры. Исключение составляли разве что несчастные китайцы и ирландцы, которые работали за гроши и умирали на прокладке путей».
Не правда ли, некоторое сходство с такой организацией стройки при желании можно найти и в строительстве нынешних российских объектов, таких как космодром «Восточный», «Зенит-Арена» и т.д.?
М. ИВАНОВ.
Ставрополь.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 25 октября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.