Маршал стальных магистралей

У невинномысского писателя Владимира Кожевникова, давнего автора нашей газеты, вышла новая книга «Маршал стальных магистралей», посвящённая юбилею самого знаменитого министра путей сообщения СССР Николая Семёновича Конарёва, 90-летие которого недавно отмечалось. Он – наш земляк. Редакция газеты попросила Владимира Ивановича, члена Союза писателей СССР с 1982 года, автора более 30 художественных и документально-исторических книг, рассказать нашим читателям о своём произведении.

Николай Семёнович Конарёв родился в 1927 году в городе Донецке. Его отец был ординарцем героя Гражданской войны Дмитрия Петровича Жлобы – легендарного командира Северо-Кавказской Советской республики, который командовал полком «Стальная дивизия» и 1-м конным корпусом, прославившемся в боях против Врангеля и Деникина на Кубани и Северном Кавказе.

Всю тяжесть походной жизни и славу побед он делил по праву со своим командиром. За боевые заслуги был награждён орденом Красного Знамени.

После войны семья Конарёвых оказалась на Маныче, где Жлоба возглавлял мелиоративное строительство по углублению Манычского канала и созданию Манычской плотины. Спустя два года всей семьей Конарёвы перебрались на Кубань, где создавался Кубанский рисострой.

В 1938 году прибыли на строительство Невинномысского канала. Жили в посёлке Головном, строившемся у самой плотины. Там его отец трудился прорабом, а он учился в школе.

На боевых и трудовых традициях семьи формировался характер, воля, целеустремлённость еще совсем юного человека Николая Конарёва.

В августе 1942 года фашистские самолёты бомбили станцию Невинномысскую. Чтобы сберечь раненых бойцов, с неё срочно отправили в сторону Черкесска санитарный поезд, который подвергся бомбёжке при въезде на мост через реку Кубань. В щепки превращались вагоны, из которых взрывами выбрасывало раненых, истекающих кровью бойцов. Им помогали спастись железнодорожные рабочие и группа школьников, в которой находился и Коля Конарёв. Именно тогда он дал себе клятву – посвятить свою жизнь железной дороге.

В период немецкой оккупации Невинномысска Николай вместе с ребятами организовал небольшой подпольный отряд, по сути, такой же, как отряд молодогвардейцев Краснодона, чтобы мстить немецким захватчикам. Они собирали оружие, перерезали провода, протянутые фашистами к плотине, которую те думали взорвать при отступлении. Однажды чуть не поплатились за это жизнью, но плотину всё-таки уберегли от взрыва.

В 1944-м году он поступил в Харьковский железнодорожный институт. После его окончания работал на Южной дороге. Прошел все ступени профессионального роста, от стрелочника до министра путей сообщения.

Важно отметить, что Николай Семёнович достиг выдающихся научных, организационных и практических результатов, которые были высоко оценены и заслуженно признаны как в Советском Союзе, так и за рубежом.

Конарёв являлся доктором технических наук, профессором, академиком, вице-президентом Академии транспорта Российской Федерации, пожизненным членом Президиума Международной ассоциации железнодорожных конгрессов, почётным президентом Международной академии транспорта, президентом Общества дружбы народов России и Финляндии, почётным гражданином Харькова. Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Став доктором технических наук, Николай Семёнович внедрил десятки технологических и экономических новинок. При нём начались новый этап развития и реконструкция железнодорожного транспорта за счёт широкого использования достижений науки, передовой техники, информационных технологий, механизации и широкого использования средств вычислительной техники.

Им опубликовано свыше 50 научных трудов. Разработана теория работы рельсовых стыков, комплексная технология железнодорожных перевозок и многое другое, что позволило железнодорожный транспорт вывести на первые позиции в мире. При 12 % от всей мировой сети наши железные дороги выполняли 52 % мирового грузооборота, превосходя американские по объёму перевозок в 2 раза, по съёму продукции с километра пути – в 5 раз.

Недаром министр транспорта США, увидев работу по замене пути на Куйбышевской железной дороге, назвал её симфонией труда и рекомендовал Конгрессу кое-что перенять у нас. Например, в 1988 году МПС перевезло более 4 миллиардов тонн грузов и столько же миллиардов пассажиров. Непревзойденный мировой рекорд. Недаром министру путей сообщения Конарёву, неоднократно избираемому членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Дружбы народов, Красного Знамени и другими правительственными наградами. А Кембриджский Биографический Центр назвал его имя в числе «100 лучших просветителей 2005 года».

Настоящий маршал стальных магистралей!

В книге «Маршал стальных магистралей» рассказано о встречах Н.С. Конарёва с первыми лицами государства – И.В. Сталиным, Н.С. Хрущёвым, Л.И. Брежневым, А.Н. Косыгиным, Ю.В. Андроповым.

Андропов намечал сделать очередную пятилетку – пятилеткой транспорта. Уже разрабатывались грандиозные планы. Кончина Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова помешала претворить их в жизнь. Являясь убеждённым коммунистом, Н.С. Конарёв не согласился с «прожектом» горбачёвской перестройки. Не захотел разваливать то великое, что создано трудом народа, в том числе, им самим и железнодорожниками, принципиально подал в отставку. К сожалению, именно при таких горе-руководителях, которые возглавляли страну, от былого могущества системы МПС, по мнению специалистов, осталась лишь треть. Чудовищно повысились цены на билеты и сократились пассажирские перевозки.

Что же мы видим сегодня? Железнодорожное дело, стратегически исключительно важное для огромной страны, «святое» для нескольких поколений людей, строивших уникальные железнодорожные магистрали, сегодня фактически развалено. И не за это ли зарплата предпоследнего железнодорожного министра Якунина составляла 5 – 6 миллионов рублей в месяц? Видать, хватало денег и его сынку, настроившему на них отелей и принявшему подданство Англии.

С приватизацией и развалом железнодорожного дела был в корне не согласен Николай Семёнович, как и миллионы его сослуживцев. Он написал 4 письма президентам Б.Н. Ельцину, затем В.В. Путину, где разъяснил до мелочей все детали, специфику отрасли, доказал неприемлемость и вред приватизации железных дорог. Доказывали это и другие учёные. Но их не услышали, не захотели услышать! В результате мы получили то, что получили. А ведь когда-то железные дороги спасали страну в тяжёлые военные годы, помогали осваивать Север, Дальний Восток, целину, возводить БАМ и многое другое. Без них нельзя обойтись территориально огромному государству. Народ называет это вредительством и неспособностью власти руководить государством во благо народа, а Николая Семёновича Конарёва – великим министром.

Конечно, талантливый руководитель не остался без работы. Организовал международное предприятие по перевозке грузов – ЗАО «Интертранс» и руководил им до самой смерти. За те 15 лет оно не имело ни одной рекламации. Признано лучшим российским экспортером, получило золотую награду Европы за качество и бизнес-престиж. Отзывы о нём только отличные. И перечислило на счёт РЖД 35 миллиардов руб. за оказанные заказчикам услуги. Трудятся там русские специалисты с отечественным образованием, которым и в подмётки не годятся хвалёные выпускники кембриджей и оксфордов. Они вновь создают симфонию труда. Таковы лучшие люди России.

Обо всём этом и о людях, специалистах других профессий-машинистах, путевых обходчиках, стрелочниках, дежурных по станции, диспетчерах рассказано в книге «Маршал стальных магистралей», куда вошли воспоминания многих людей о герое этой книги.

За справками о книге можно обратиться по телефону: 8-(86554) -6-34-43.

В.И. КОЖЕВНИКОВ,

член Союза писателей России.

Невинномысск.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 4 октября 2018 г.  на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

14 − два =