Последний классик педагогики

«Человек таков,

Каково его

Представление о счастье».

В. А. Сухомлинский.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – выдающийся советский педагог-исследователь, новатор, писатель, Герой Социалистического Труда. 28 сентября исполняется 100 лет со дня его рождения. Незадолго до своей смерти он сказал слова, которые казались пророческими: «…Мир вступает в век Человека – вот что главное».

Похоже, что его оптимизм сегодня не оправдывается, но это не умаляет значение личности этого педагога.

Известный популяризатор идей педагогов-новаторов С. Соловейчик назвал Сухомлинского «нашим последним классиком». В этом нет преувеличения. Ныне в нашей стране, и не только, нет ни одного педагога его уровня.

Сухомлинский был образованнейшим человеком – в подлиннике читал работы на немецком, английском, японском, польском и других языках. Он подготовил 310 научных трудов, написал 32 книги. Его труды переведены на 40 языков народов мира и изданы в 11 государствах – Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, ГДР. Китае, Монголии, Польше, Чехословакии, Японии, Таиланде.

Тем печальнее констатировать, что имя Сухомлинского оказалось почти забытым даже в педагогических кругах, не говоря уже о современных семьях. Столетие педагога – хороший повод, чтобы воскресить его имя и дело.

Свою главную педагогическую книгу Сухомлинский на звал «Сердце отдаю детям». Это название во многом было продиктовано Великой Отечественной войной. Фашисты казнили его беременную жену. Сам он был тяжело ранен на фронте, жил и работал с осколком в груди и умер от последствий этого ранения: осколок постепенно опускался и достиг сердца.

Он умер 2 сентября в скромной для него должности директора павлышской средней школы (Украина) за своим рабочим столом, составляя годовой план школы на новый учебный год. Своё сердце он отдал делу обучения и воспитания детей.

Так уж получилось, что Советская Украина подарила СССР и всему человечеству двух замечательных педагогов – А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Однако и в теории, и в практике они вовсе не были близнецами.

Отличие педагогического творчества Сухомлинского от творчества Макаренко заключается в следующих моментах. Во-первых, они представляли разные эпохи в развитии страны, что не могло не сказаться на их педагогических взглядах.

Во-вторых, Макаренко работал в системе НКВД с неблагополучными детьми разного возраста, а Сухомлинский работал с обычными детьми младшего школьного возраста. В-третьих, труды Макаренко не были столь идеологизированными, как у Сухомлинского, однако это не затмевало того общего и главного, что объединяло классиков – гуманизма их педагогической деятельности, который был конкретно-историческим.

Педагогика каждого из них удивительно гармонизировала с духом времени, что даёт основание некоторым исследователям противопоставлять Макаренко и Сухомлинского друг друга, вне контекста времени эти педагоги не существуют. Педагогика Макаренко отвечала предвоенному духу 30-х годов, носила наступательный, боевой и даже агрессивный характер (он использовал, например, «метод взрыва», под которым понимал интенсивный поток категорических требований). Это была коллективистская педагогика, повторявшая педагогику всего общества.

Сухомлинский, напротив, считал, что не нужно слишком рьяно бороться с недостатками детей. В его педагогике коллектив уже не играет доминирующей роли, как у Макаренко, и на первый план выступает ребёнок – учёт его способностей, индивидуальная работа с ним, что опять-таки соответствовало особенностям времени, которое позволяло идею гармонии в развитии человека перевести в практический план.

Сухомлинский писал: «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его талант – значит, поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства». В своей книге «Методика воспитания коллектива» (1981) он раскрывает взгляды на его феномен. Коллектив он понимал как богатство индивидуальностей, в котором созревает личность.

В качестве фундамента коллектива он рассматривал не взаимную требовательность, как у Макаренко, а иное: «Глубокое доверие воспитателя к воспитуемому – это фундамент коллективизма». И далее он утверждал: «Десятилетия работы в школе твёрдо убедили меня, что воспитание через коллектив не является единственным, универсальным средством воспитания.

Воспитательная сила коллектива и проявляется именно тогда, когда к этой силе обращаются не на каждом шагу. Непосредственное влияние воспитателя на душу воспитанника (курсив мой. – Н. Б.) – такой же необходимый и важный элемент воспитания, как и воспитательная сила коллектива».

Как и Макаренко, Сухомлинскому удалось создать именно педагогическую систему (можно сказать, государство в государстве). павлышская средняя школа была им превращена в целое педагогическое объединение. Это были не только учебные классы, но и Дворец пионеров, станция юных техников, детская спортивная школа, детский театр и библиотека – все эти учреждения были в комплексе. Но эта система – не столько совокупность учреждений, сколько целостность и взаимодополнение оригинальных идей, методов и средств их достижения.

К числу новаторских идей В.А. Сухомлинского, обогативших арсенал педагогики, можно отнести следующие. Главная из них – это идея любви к человеку и Отечеству. Конечно, сама по себе эта идея не была новой. Самым важным было её соответствие духу времени. Макаренко говорил о требовательности к человеку как о законе «правильной советской педагогики».

Сухомлинский говорил, что надо прежде всего любить человека. Позиция Макаренко: требую, потому что люблю. Позиция Сухомлинского: люблю и поэтому требую. Различие не принципиальное, но на самом же деле существенное.

Сухомлинский воспитывал в детях любовь к Родине в первую очередь путём созерцания красот её природы и взаимодействия с нею, путём развития интереса к истории страны, формирования чувства причастности к её текущим делам.

И другая важная идея Сухомлинского – это идея эмоционального пробуждения разума: через благородные чувства необходимо подводить воспитанников к возвышенным мыслям. И наоборот, с помощью возвышенных мыслей необходимо вызывать благородные чувства. «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании», – говорил он.

Третья фундаментальная педагогическая идея В. А Сухомлинского – идея перевода воспитания в самовоспитание. Настоящим воспитанием он считал только то воспитание, которое побуждает к самовоспитанию. А для этого очень важно обладать умением тонко чувствовать духовный мир другого человека, что Сухомлинский рассматривал как главную задачу педагогической культуры.

Весьма актуальной для современности является идея Сухомлинского об исследовательском характере труда учителя. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы проведение уроков не превращалось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя».

Не менее актуальной является идея В. А. Сухомлинского об огромной воспитательной роли труда. Сухомлинский разъяснял, что труд воспитывает только потому, что человек создан не для празднеств, а для трудностей. Празднества – малая часть бытия человека, которая имеет ценность лишь в качестве награды за сделанное. «Без гордости за свой труд нет настоящего человека», – писал Сухомлинский.

Наконец, назовём ещё одну педагогическую идею – понимание сущности воспитания. Она схватывается словом «общность» – витальная, материальная, душевная, а главное – духовная. Он писал: «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателей и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний». Эта мысль, увы, так и не получила должного признания и развития ни в советскую эпоху, ни сегодня. И если присмотреться к главным современным педагогическим бедам, то их можно выразить одним словом – распад.

Происходит распад общности воспитателей и воспитуемых во всех педагогических системах: в семьях – между родителями и детьми, в школах – между учителями и учениками, в обществе – между поколениями. Тут происходит самая настоящая «межпоколенная война», что вообще грозит распадом государства в целом.

Общество задыхается от взаимного отчуждения, т. е. от недостатка любви человека к человеку и к своему Отечеству не в религиозном, а именно в светском, как у Сухомлинского, понимании. Один американец, посмотрев наше ТВ, сказал: «Ваше телевидение воспитывает патриотов нашей страны».

Завершая обзор педагогического творчества В. А. Сухомлинского, очень важно подчеркнуть самое главное, что он был Личностью с большой буквы.

Воспитывают и обучают именно личности, а не технологии. Человек униженный, затравленный, запуганный, утративший гордость никогда не станет хорошим педагогом или родителем.

Сегодня в нашем обществе почти утратилась традиция обращения к трудам классиков отечественной педагогики, в лучшем случае интересуются зарубежным педагогическим опытом.

Конечно, он более соответствует буржуазному этапу развития России, но будущее человечества всё же принадлежит социализму.

Время Сухомлинского не прошло, оно ещё по-настоящему не наступало. «Назад к отечественным классикам!» – вот главный педагогический лозунг дня.

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 27 сентября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ,  а также  на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

20 − три =