А ведь мы, россияне, действительно отстали от Европы на 150–200 лет! По крайней мере, можно точно сказать, что сейчас мы находимся на духовном уровне развития французов 1869 года. Именно в этом году вышел в свет роман Г. Флобера «Воспитание чувств».
Запад уже тогда смердел вовсю. А мы только сейчас, при нынешней власти, начали вонять примерно так же, как Франция (и не только она) тогда. В своём романе Флобер впервые в художественной форме открыл феномен «оскудения личности» – личности буржуазного общества.
Флобер в отличие от Бальзака писал уже в другое время, наблюдал людей – измельчавших, потускневших, предавших вчерашние идеалы, утративших энергию и цельность характера. Господство буржуазии как раз предполагает и формирует именно такую личность – оскудевшую.
Буржуа представляли в глазах Гюстава Флобера не столько общественный класс, сколько ненавистный ему морально-психологический тип. «Буржуа – писал он, – тот, кто мыслит низменно… Буржуа – это теперь всё человечество, включая и народ».
Буржуазная действительность настолько претила Флоберу, что он желал бы отвернуться от неё, укрыться в сфере искусства, по его образному выражению, «в башне из слоновой кости», где можно наблюдать звёзды и не слышно дураков». «Клянусь, последний раз в жизни я якшаюсь с буржуа, – писал он в период работы над «Госпожой Бовари», — уж лучше изображать крокодилов, это куда проще». И ещё приведём его слова: «Зловоние среды вызывает у меня тошноту».
Разве вам, читатель, в этих словах не видится современная Россия? Разве нынешние россияне не напоминают вам французов эпохи Флобера — измельчавших, потускневших, предавших вчерашние идеалы, утративших энергию и цельность характеров?
Центральный пункт гниения – собственность. Она, пишет Флобер, «стала предметом почитания, почти культа, и слилась с понятием Бога». Разве в условиях нынешней России это не так? Считается, что успешен лишь тот, кто богат… Именно богатство, а не любовь превратилось в главный мотив создания семей. Это — патология.
Другой пункт гниения – бедность, как оборотная сторона богатства. Мы видим, как рядом с разжиревшим олигархом соседствует рабочий, который вследствие низкой заработной платы несчастнее, чем илот, негр или парий, особенно если у него есть дети.
В этой духовно-социальной среде, пересечения богатства с бедностью, словно в трясине, гибнут прекрасные слова социалиста, которые приводит Флобер: «Никаких высших классов нет; человека возвышает лишь его сердце. Нам не надо милостыни, слышите! Мы хотим равенства, справедливого распределения продуктов труда… Эгоизм должен, наконец, смениться братством, индивидуализм – ассоциацией, а раздробленность земель – общественной их обработкой… Не такие мы дураки, чтобы умирать ради буржуа!».
Примерно такие же слова сегодня говорим народу лишь мы – коммунисты, многие ли нас слышат и слушают?
И всё же разница между нами и французами XIX века огромная, ибо мы знаем по своему историческому опыту, что социалист был прав. Да, умирать за буржуа охотников нет, а вот жить, как буржуа, хотят миллионы. И потому, куда ни повернись в современной России, везде видишь Францию времён Флобера, ощущаешь зловоние буржуазной среды.
Ах, как же мы пали! Это удручает и унижает бывших советских людей. Одновременно формируются всё новые социальные слои, которые воспринимают буржуазный образ жизни как благо, точнее, как норму. А ведь это не жизнь, а гниение.
Так, молодые люди в массе своей живут растительной жизнью, не умея думать. Они не знают жажды чтения умных книг, не ценят честного, тем более бескорыстного труда. Они даже общаются между собой только посредством гаджетов. Когда гаснет свет, у них начинается ломка, как у наркоманов, ибо они не знают, куда им девать свои душу, тело, мозг?
Поколение постарше надеется разбогатеть посредством бизнеса и влезает в яму долгов, завидуя при этом по-черному тем единицам, у которых пока всё складывается нормально, есть прибыльная и непыльная работа, крутая машина, дача, счёт в заморском банке, квартира и семья за границей.
Буржуазному, т. е. мещанскому, разложению подвергаются даже дети и старики. Кто смотрел современные детские мультфильмы, тот не может отрицать, что на их основе можно растить лишь дебилов. Кто общался с пожилыми людьми, тот не мог не заметить, как многие из них не только утратили ценности советской жизни, но и клевещут на зависть идеологам буржуазии.
Оскудение личности – налицо. Главным орудием её оскудения является телевидение, духовно разоружающее, казалось бы, даже самых стойких людей. Оно их зомбирует пустыми сериалами и всяческими шоу, в центре которых находятся проблемы, о которых даже неприлично было говорить в советском обществе. Зачем человеку знать семейные дрязги так называемых звезд, следить за всяческими судебными тяжбами, знать ДНК чужих людей и их сексуальные похождения?
Удивляться тут нечему, ведь в духовном плане ничего другого буржуазия не может предложить народу в принципе, кроме как копания в чужом грязном белье. Не будет же телевидение растолковывать людям проблемы смысла жизни, труда, любви, дружбы, радостей духовного возвышения человека. Говорят, не надо никого «грузить»! Один раз живём…
За телевидением следует интернет, который дополняет сенсациями и скандалами на разные темы. И особенно – рекламой. У человека, если верить интернетрекламе, нет никаких проблем вообще, особенно в вопросах здоровья. Любое заболевание, оказывается, лечится за день, за один сеанс, за один приём, за какие-то сущие копейки. Всё это заведомое враньё, за которое никто не несёт ответственности, цель которого выманить у людей деньги. А простаки не только не переводятся, но и множатся в геометрической прогрессии.
Как же преодолеть оскудение личности? В условиях нынешней власти принципиально эту проблему не решить, ибо буржуазия, как писали классики марксизма, устраивает свой мир по своему образу и подобию. Для неё всегда будут главными собственность, деньги, вещи, еда, развлечения. Этого же она добивается и от народа, чтобы не умничал и тем самым сохранял её власть. Оскудение личности ей просто выгодно не только в экономических, но и в политических целях. К чему это может привести в конечном итоге? Буржуа такими вопросами не заморачивается… Видимо, к тому, что описал Д. Оруэлл в книге «1984».
Но и в рамках буржуазного общества есть немало возможностей для человека, чтобы не поддаваться общему зомбированию. Тут Америку открывать не приходится. Если ты молодой и хочешь духовно спасти себя, вступай в комсомол, в ряды КПРФ. Изучай отечественную историю, особенно советского периода, формируй своё представление о ней.
Спасительной может стать даже вера в Бога, ибо учение Христа, в сущности, несет в себе высшие духовные ценности. Христианство-то и возникло как реакция на обмещанивание людей, только это обычно маскируется. А ведь первым основоположником социализма и нашим общим учителем, как пишет Г. Флобер, был именно Христос. Признаем: как бы мы ни осуждали буржуазию, она никому не перекрывает напрочь все возможности для духовного развития. Сошлюсь лишь на злобу дня. В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Л. Н. Толстого. Писателей его уровня не только в России, но и во всём мире лишь единицы.
Тот, кто прочтёт хотя бы его дневники, уже во многом изменит свою жизнь, как это и стремился делать всегда сам писатель. Он жаждал вырваться из рутины мещанства – преодолеть власть материального мира над собой и начать жить подлинно духовной, т. е. честной и трудовой жизнью.
Неужто ныне кто-то из богачей заморачивается проблемами, которыми мучился Толстой? Такой информацией мы не обладаем.
Пожалуй, она и не нужна. Ибо то, что сказал о буржуазном мире Лев Николаевич, ещё можно использовать тысячу лет.
Н.Ф. БОНДАРЕНКО.
Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 29 сентября 2018 г. на сайте ЦК КПРФ, а также на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.